Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовые документы
Назад

Как эффективно жаловаться на банк

Опубликовано: 28.02.2020
Время на чтение: 6 мин
0
9

Какую ответственность несет банк перед клиентом?

К сожалению, представители российских банков все чаще забывают, что у них есть не только права, но и обязанности перед своими клиентами. И если на хамство и некомпетентность сотрудников еще можно закрыть глаза, то более серьезные нарушения (например, списание средств со счета) могут привести к различным видам ответственности — от дисциплинарной до уголовной.

В этой статье мы рассмотрим основные обязанности любого банка:

  • Своевременное и правильное зачисление денежных средств, поступивших на счет клиента;
  • Своевременное и правильное списание денежных средств со счета клиента;
  • Своевременное и правильное совершение расчетных и кассовых операций по поручению клиента;
  • Уплата процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете клиента (ст. 852 ГК РФ);
  • Сохранение банковской тайны (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Составляем жалобу грамотно

Унифицированной формы документа в данном случае не существует. Претензии можно излагать произвольно: если вы разместите реквизиты не справа, а слева, или вместо слова «жалоба» напишете «заявление», ошибкой это не будет. Однако лучше руководствоваться общими требованиями к письменным заявлениям.

  • Шапка. В правом верхнем углу необходимо указать от кого исходит (ваши личные данные, включая адрес и контактный телефон) и кому адресована жалоба. Если вы не знаете имя нужного должностного лица, пишите просто «Руководителю {amp}lt;наименование финансово-кредитной организации{amp}gt;».
  • Заголовок. Напишите слово «жалоба» крупными буквами в середине строки.
  • Фактические обстоятельства дела. Изложите, какие права, по-вашему, нарушены, какими действиями или бездействиями банка. Приведите аргументы. Опишите, когда, во сколько и при каких обстоятельствах произошло происшествие, либо когда вы выявили факт правонарушения. Виноват ли кто-то конкретный в случившемся? Если да, укажите фамилию и имя этого субъекта.
  • Приложения. Подкрепите своё негодование письменными доказательствами. Приложите к жалобе копию кредитного договора, квитанцию об оплате той или иной услуги, выписку по счёту и так далее.
  • Требования. Сформулируйте, какого конкретно решения вы ожидаете по своей жалобе: «прошу ликвидировать последствия…», «дать правовую оценку…», «наказать виновных…» и так далее.
  • Дата и подпись. Не забудьте указать, когда была составлена жалоба, а также завизировать её.

При составлении жалобы не стоит сыпать проклятиями и браниться. Лишние эпитеты и детали лишь усложняют понимание, следовательно, затягивают разбирательство.

В любой более-менее крупной кредитной организации есть отдел по работе с претензиями, где, как правило, стараются решать проблемы, не вынося сор из избы.

Предлагаем ознакомиться  Апелляционная жалоба на решение суда. Образец апелляционной жалобы. Пример апелляционной жалобы.

Исследования показывают, что клиент, который пожаловался и был услышан, становится постоянным и лояльным. Банки дорожат своей репутацией и знают, что если от недовольного клиента просто отмахнуться, он расскажет об этом своим друзьям, а те своим.

Поэтому первое, что нужно сделать при возникновении конфликтной ситуации, обратиться непосредственно в сам банк.

За это время банк проведёт внутреннее разбирательство, разработает пути решения проблемы и предложит их вам в устной (по телефону) или письменной форме.

Как показывает практика, оперативнее всего реагируют на жалобы, поступающие через интернет-ресурсы и по телефонам горячих линий. Их обычно обрабатывают в тот же день.

Ст. 131 ГПК РФ предприсывает, что в любом исковом заявлении должны быть указаны:

  • Наименование суда, в который истец подает заявление;
  • ФИО ответчика;
  • Место жительства и контактные данные ответчика (номер телефона, адрес электронной почты и т.д.);
  • Полное наименование банка;
  • Место нахождения банка;
  • Основания, по которым обжалуются действия банка;
  • Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику;
  • Требования истца;
  • Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.     

Что делать, если банк нарушает права клиента?

Теперь поговорим о второй стороне договора. В соответствии с действующим законодательством каждый клиент банка имеет право:

  • В любой момент расторгнуть договор с банком (ст. 856 ГК РФ);
  • Требовать от банка возмещения убытков при разглашении банковской тайны (ст. 857 ГК РФ);
  • Требовать от банка в случаях, предусмотренных ст. 856 ГК РФ, выполнения им своих обязанностей и уплаты процентов по правилам ст. 395 ГК РФ.

Вы считаете, что банк нарушил ваши права? Перед обращением в суд вам необходимо собрать письменные доказательства соблюдения обязательного претензионного порядка (ст. 132 ГПК РФ). То есть, от вас требуется самостоятельно обратиться в банк для получения письменного ответа по сложившейся спорной ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Как правильно составить и подать такую жалобу? Подробную инструкцию вы можете найти в нашей статье Жалоба на банк: составление, образец, порядок подачи.

Банки.ру и другие народные рейтинги

Повторимся, банки дорожат репутацией и не любят публичных разбирательств.

Во многих финансово-кредитных организациях есть специальные сотрудники, отслеживающие отзывы и отвечающие за обратную связь. Если такой работник увидит в интернете жалобу на банк, который представляет, то постарается максимально быстро отреагировать. Ваше сообщение передадут ответственным лицам либо подскажут вам алгоритм действий.

Как эффективно жаловаться на банк

Один из наиболее авторитетных ресурсов в этом плане — информационный портал «Банки.ру». Он запущен в 2005 году и на сегодняшний день является одним из самых цитируемых финансовых медиаресурсов Рунета.

Предлагаем ознакомиться  Форма и содержание искового заявления

Название говорит само за себя: на сайте вы найдёте рейтинги российских банков по уровню обслуживания и качеству услуг, рейтинги самых доходных вкладов и рейтинги кредитов с самими низкими ставками.

В какой суд обратиться для защиты своих прав?

Как показывает практика, чаще всего клиенты банков обращаются в суд в следующих случаях:

  • Банк ввел дополнительные комиссии. Любое взимание платы без согласия клиента (например, комиссия за снятие наличных) является незаконным;
  • Банк неправильно составил договор. Если вы обнаружили, что в вашем договоре имеются пункты, нарушающие закон (например, банк указывает, что имеет право списывать деньги с вашего счета) вы имеете полное право оспорить договор в судебном порядке;
  • Банк навязал страховку. Вас не уведомили о том, что можете выбрать кредит как со страховкой, так и без нее? В этом случае вы имеете полное право отказаться от навязанного добровольного страхования в любой момент — до или после подписания договора.

Центральный банк Российской Федерации

Ассоциация российских банков — это негосударственная некоммерческая организация, учреждённая в 1991 году. В её состав входят 522 члена, в том числе 350 кредитных организации. В Ассоциацию входят все крупнейшие банки России, 19 представительств иностранных банков, 65 банков с иностранным участием в уставном капитале, а также «большая четвёрка» аудиторских компаний.

Ассоциация не только защищает интересы кредитных организаций в законодательных, исполнительных и правоохранительных органах, но и стремится совершенствовать работу банков. Для этого на официальном сайте Ассоциации есть раздел, где любой желающий может подать жалобу на любой банк.

Представители банков могут комментировать жалобы.

В 2010 году был принят и 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Одновременно с этим по инициативе Ассоциации российских банков в 2010 году был учреждён институт финансового омбудсмена. Это стало очередным шагом к построению диалога между банками и клиентами.

Он не наказывает банки и не говорит, что делать клиентам. Он выступает посредником между первыми и вторыми и помогает прийти к компромиссу. Например, финансовый омбудсмен может предложить взаимовыгодные для банка и клиента условия реструктуризации кредита.

Обратиться к общественному примирителю на финансовом рынке можно здесь.

Банк России — это орган банковского регулирования и надзора. Он следит за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства Российской Федерации, нормативных актов Центробанка и установленных им нормативов (статья 56 Закона «О Банке России»).

В Центробанк можно пожаловаться, если, к примеру, банк навязывает вам ненужные услуги, если он передал с нарушением информацию о клиенте третьим лицам, неправомерно начислил штраф или неустойку. Но чаще всего в Центробанк пишут по поводу одностороннего повышения банком ставки по кредиту.

Предлагаем ознакомиться  Перевод на вышестоящую должность по инициативе работодателя

Дли приёма обращений граждан на сайте Банка России есть специальная интернет-приёмная.

Подать жалобу в Центробанк →

Центробанк отвечает на все обращения, но зачастую эти ответы носят формальный характер. Банк России надзорная, но не карательная структура, а потому обычно ссылается на то, что не может вмешиваться в оперативную деятельность конкретной кредитной организации, и направляет клиента отстаивать свои права в суде.

Следуйте этим советам, если ваша претензия не удовлетворена или вы не довольны решением. Также не забывайте о возможности обратиться в правоохранительные органы и Прокуратуру. Особенно если речь идёт о неправомерных действиях коллекторских организаций.

Пишите в комментариях, приходилось ли вам жаловаться на банк. Расскажите о том, как это было, какого результата вы добились.

Роспотребнадзор

Банки обслуживают клиентов, а потому при возникновении спорных ситуаций за защитой своих прав можно обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Подать жалобу в Роспотребнадзор →

На что можно пожаловаться в Роспотребнадзор:

  • Включение в договор положений, ущемляющих права потребителя (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»). Например, ограничение подсудности, право одностороннего изменения договора.
  • Недостаточная или недостоверная информация об услугах (статьи 10 и 12 Закона «О защите прав потребителей»).

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — это орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства в области конкуренции и рекламы.

Типичный предмет жалобы в ФАС: банк получил конкурентное преимущество перед другими кредитными организациями, так как ввёл клиентов в заблуждение (например, предложил вклад по заниженному проценту), а потом изменил условия договора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Также в ФАС можно пожаловаться на СМС-спам, который сыпется от банков.

В соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан», Федеральная антимонопольная служба в течение 30 дней должна рассмотреть жалобу, провести проверку и, если будут выявлены правонарушения, вынести предписание об их устранении.

Подать жалобу в ФАС →

Должник подает в суд на банк. Какие документы потребуются?

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Основной перечень документов, которые могут потребоваться при обращении в суд можно найти в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации. Так, ст. 132 ГПК РФ указывает, что к исковому заявлению должен быть приложен следующий пакет документов:

  • Копии искового заявления (по числу ответчиков);
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (оригиналы и копии);
  • Доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора;
  • Документ, подтверждающий полномочия представителя лица (при необходимости);
  • Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы (при необходимости).
, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector