Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовые документы
Назад

Выплата по осаго если вина двоих водителей

Опубликовано: 10.04.2020
Время на чтение: 16 мин
0
8

Что представляет собой обоюдная вина?

Ни один российский законодательный акт не дает определения данному термину. Он не зафиксирован ни в ГК РФ, ни в КоАП. Под обоюдной виной при ДТП понимается ситуация, при которой все его участники выступили в роли нарушителей. Попавшие в аварию граждане должны нарушить ПДД, и в их отношении должно быть начато административное производство. Данные два условия считаются основанием для установления обоюдной вины при дорожно-транспортном происшествии.

Нормативная база

Ни один из законов не содержит такого понятия, как «обоюдная вина в ДТП». Однако в ФЗ № 40-ФЗ содержатся косвенные нормы, указывающие на порядок действий в аналогичных ситуациях. Поскольку происшествия с обоюдной формой вины встречаются не так редко, у сотрудников ГИБДД и работников страховых компаний выработана своя правоприменительная практика.

Обоюдная вина при ДТП – это ситуация, которая стала причиной аварии 2 и более ТС, но с обязательным условием виновности обоих водителей. Получается, что каждый участник является одновременно пострадавшим и виновным.

Важно отметить, что действия каждого участника должны быть одной из причин происшествия. Для установления истины требуется множество доказательств, которые рассматриваются в судебном порядке.

обоюдная вбина при дтп по осаго

К основным нормативным документам, которыми руководствуются инспекторы ГИБДД при оформлении дорожно-транспортных происшествий, а также работники СК при регистрации страхового случая и определения возможности страховой выплаты виновнику ДТП, относят:

  • Правила дорожного движения — свод правил, описывающих поведение на дороге, обязанности участников движения, их действия после аварии.
  • КоАП РФ — кодекс, в котором сформулированы наказания, следующие за нарушением ПДД (глава 12).
  • ФЗ-40 об ОСАГО — в этом законодательном акте прописаны все тонкости, связанные с оформлением ОСАГО, рассмотрением страхового случая и выплатой.
  • ГК РФ — этим кодексом придется руководствоваться в случае, когда страховая компания добровольно отказывается выплатить возмещение, и гражданин направляет исковое заявление в суд общей юрисдикции.
Предлагаем ознакомиться  Проверить запрет на выезд за границу

Оформляя происшествие, инспектор ГИБДД должен указать, кто именно нарушил правила, и по какому пункту. Также на месте, при необходимости, выписывается постановление о назначении административного штрафа, на основании КоАП РФ. На основании этих документов можно определить, кто является виновником в ДТП, а кто — пострадавшим.

Когда оформляется?

Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  • нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  • причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  • стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.

В каких случаях признается обоюдка при аварии

Право на возмещение по ОСАГО установлено ч. 22 статьи 12 40-ФЗ. Если у участников аварии обоюдная вина равная, то и выплаты им причитаются в равных долях (50/50). Если суд выяснит, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение будет утверждено пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

Положение, закрепленное в п. 22 ст.12 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает возможность аварии с виной нескольких лиц. Если в ДТП виновны все участники, возмещение должно происходить на основании установленного размера ответственности.

Под «обоюдкой» принято понимать ситуацию, при которой ДТП произошло с участием как минимум двух водителей, нарушивших ПДД. При этом наличие вины у обоих не обязательно делают вину совместной. Необходимо учитывать, что между виновным деянием и наступлением ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, при движении на перекрестке налево водитель не включил сигнал поворота – это нарушение. Однако в этот момент в него врезался другой автомобиль, который проехал на красный сигнал светофора, а человек внутри был пьяным. Если по результатам рассмотрения окажется, что сигнал поворота в этом случае никак не повлиял на факт возникновения аварии, то виновником ДТП будет признан пьяный водитель.

Нормативная база

Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

  1. Закон от 25.04.2002 г под номером 40-ФЗ (статьи 4, 7, 12, 22).
  2. ПДД, принятые Правительством РФ по Постановлению от 23.10.1993 г под номером 1090 (п. 2.3.4, 2.6., 2.6.1.).
  3. КоАП (статьи 12.3, 12.27, 12.29).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. (пункт 14).
  5. ГК РФ (статьи 1083, 1064).
Предлагаем ознакомиться  За сколько дней до окончания ОСАГО можно продлить страховку: можно ли оформить полис заранее?

Конкретный пункт ПДД содержит описание условий на дорогах, обязательных для соблюдения водителями. КоАП включает в себя предписания за отдельные нарушения правил. Закон об ОСАГО регулирует вопросы страховых выплат.

Возмещение по ОСАГО в случае общей вины

Степени виновности при обоюдной вине в ДТП выделяют две: равную и различную. Первая возникает при определенных ситуациях. Чтобы сотрудники ГИБДД признали равную обоюдную вину, необходимо:

  • нарушение ПДД сразу всеми водителями;
  • наличие связи между самим нарушением правил и возникшей из-за этого аварии;
  • установление равной тяжести совершенных гражданами действий, приведших к транспортному происшествию.

Причинная связь между нарушением правил и фактом аварии подтверждает обоюдность вины при ДТП. То есть обе стороны должны нарушить ПДД, что и станет следствием происшествия.

Дополнительная информация

В ряде случаев сам факт неисполнения правил движения не всегда служит основанием для установления обоюдной вины всех участников ДТП. Примером служит вариант происшествия с участием двух автомашин. За рулем одной находится трезвый водитель, за рулем второй — лицо в состоянии опьянения. Если причиной столкновения стали действия трезвого водителя, то второй сможет рассчитывать на страховые выплаты. Второе лицо нарушило правила, садясь за руль в нетрезвом виде, но не его действия привели к ДТП, если только его автомобиль двигался с требуемой скоростью с соблюдением маневров. В подобной ситуации причинная связь может указывать на отсутствие обоюдной вины у обеих сторон аварии вообще.

Различная степень вины имеет место реже. Она возникает, когда все участники ответственны в совершении ДТП, но у каждого из них разная тяжесть вины.

Примером аварии с различной степенью обоюдной вины служит такая ситуация. Один водитель произвел остановку своего неисправного транспорта на дороге, не установив остановочного знака и не нажав на аварийную сигнализацию. Управляющий вторым автомобилем с превышением скоростных ограничений совершил наезд на машину первого гражданина, причинив вред не только ей, но и самому человеку.

Предлагаем ознакомиться  Все о северном стаже: что в него входит, как рассчитать и подтвердить и другие вопросы

Определение формы и степени вины имеет важное значение при привлечении к ГПО. От этого зависит размер возможной компенсации. Согласно ст. 1083 ГК РФ, суд также должен учитывать вину потерпевшего.

Положениями ФЗ № 40-ФЗ предусмотрено, вина каждого участника влияет на определение размера компенсации. На этом основании суд вправе увеличить или уменьшить изначальный размер компенсации.

Если к наступлению аварии привели совместные нарушения обеих сторон, необходимо установить степень их вины. Для этого определяются конкретные пункты ПДД, которые не были соблюдены каждым водителем.

В законе не содержится четкого разграничения степени вины по категориям или процентам. Нельзя говорить, что один участник был виновен на 75%, а другой на 25%. Это субъективная категория, которая устанавливается исходя из имеющихся материалов. Ключевым элементом будет причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и наступлением аварии.

Автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому собственник всегда несет ответственность за причиненный другим лицам вред. Исключение – ситуации, в которых он не мог повлиять на ситуацию, и она произошла без его ведома.

В качестве примера можно разобрать следующую ситуацию. Один собственник припарковал автомобиль в запрещенном месте и нарушил ПДД касаемо стоянки и остановки ТС. Другой водитель ехал на высокой скорости, не смог справиться с управлением и столкнулся с автомобилем первого нарушителя. В этом случае рассматриваемая форма вины отсутствует.

Несмотря на то, что неправильная парковка является нарушением, она не была ключевой причиной возникновения аварии. Столкновение произошло из-за несоблюдения вторым участником скоростного режима. Исходя из этого, вся ответственность ложится на него.

За неправильную парковку водителю грозит только АО. На него может быть наложен штраф, а автомобиль эвакуирован на специализированную стоянку.

Отдельные нюансы

Список условий, при которых СК не перечисляет страховую выплату виновному в ДТП, четко определен. К ним относится:

  • состояние наркотического или алкогольного опьянения;
  • управление ТС без наличия водительских прав или соответствующей категории;
  • управление ТС без согласия владельца (угон);
  • умышленное причинение вреда (наезд, столкновение);
  • побег с места ДТП.

В этих ситуациях, даже при наличии страховки КАСКО, рассчитывать на денежную компенсацию или оплаченный ремонт не придется. Если же ответственность водителя была застрахована только по обязательному полису страхования ответственности ОСАГО, то здесь будет применяться правило регресса.

Согласно ст.14 ФЗ об ОСАГО, страховщик имеет право требовать с виновника ДТП всю сумму выплаченного ущерба в порядке регресса. На практике это означает, что пострадавшему человеку будет выплачена вся сумма (в установленных пределах). После этого юридический отдел компании-страховщика составит претензию виновному участнику дорожно-транспортного происшествия, в которой потребует добровольно выплатить указанную сумму на счет СК. В случае отказа виновника от перечисления денег, компания оставляет за собой право подать исковое заявление в суд.

К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе. Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

Теперь стоит разобраться, при обоюдном кому выплачивают страховая компания, и в каком размере.

Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

  1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
  2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии. В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто. Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

Для примера:

  • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
  • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина. Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП. Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

Преимущества покупки обоих полисов:

  • Экономия времени;
  • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
  • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

Оформление дорожного происшествия, в котором виноваты оба водителя, осуществляется стандартным образом, с участием сотрудников ГИБДД.

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров. Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой (идеальным вариантом окажется видеозапись). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, 50 на 50.

Внимание

Участники дорожно-транспортного происшествия при обоюдной вине могут рассчитывать на возмещение по обязательному страхованию. Ч. 22 статьи 12 40-ФЗ подчеркивает возможность получения выплат всеми виновными сторонами аварии от их страховщиков. Их размер определяется, исходя из степени вины каждого участника происшествия.

Внимание

Часть 12 статьи 22 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП. Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.

Выплачивается ли ОСАГО при обоюдной вине

Законом не ограничивается право на получение возмещения по ОСАГО на этот случай. Пострадавшие водители готовят документы, обращаются в СК, после чего происходит рассмотрение случая. Однако из-за высокой сложности дел данной категории зачастую разбирательство переходит в суд, где учитываются все обстоятельства произошедшего.

Первое существенное отличие заключается в отсутствии возможности прямого возмещения убытков. ПВУ означает, что пострадавший участник вправе обратиться с заявлением в свою страховую компанию, которая выдавала полис ОСАГО.  Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в таком порядке не применяются.

Выплата по осаго если вина двоих водителей

Получение компенсации происходит на общих основаниях Правом обладают все пострадавшие в аварии участники.

Таким образом, выплата происходит по общему правилу – через страховую компанию виновника. При отсутствии полиса ОСАГО – путем подачи иска с предъявлением требований.

Когда оформляется?

Действующее законодательство не предусматривает специальных правил по оформлению аналогичных происшествий. Сделать это можно в общем порядке – с помощью сотрудников ГИБДД или через европротокол.

Из-за особой сложности рассмотрения таких дел рекомендуется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Они самостоятельно зафиксируют последствия аварии и составят необходимые документы.

Оформление в упрощенном порядке возможно, если в результате дорожно-транспортного происшествия не пострадали люди, а размер вреда имуществу не превышает 100 тысяч рублей (иногда это сумма до 400 тысяч рублей).  Для этого используется специальный бланк, в который вносится вся информация об аварии, а также делаются фотографии и составляется схема происшествия самими участниками ДТП.

Нежелательно использовать европротокол, если между водителями имеются противоречия. Также на месте может быть сложно определить размер причиненного вреда. В этом случае лучше вызвать сотрудников ГИБДД.

Важно отметить, что нарушение порядка составления европротокола считается основанием для отказа в предоставлении выплаты по ОСАГО в 2019 году.

Инструкция по оформлению ДТП с обоюдной виной

Иномарка

Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

Как правильно составить Европротокол читайте здесь

Европротокол представляет собой извещение о происшествии, оформляемое его участниками без привлечения автоинспекции. Это не противоречит закону. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. сказано, что при отсутствии каких-либо разногласий относительно обстоятельств ДТП, вины и характера повреждений его участниками составляется извещение.

Если между участниками имеется спор и ущерб не превышает 100 тысяч рублей, то европротокол может составляться. Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке. Также европротокол не может составляться, если в ходе ДТП пострадал человек или в нем участвовало более двух автотранспортных средств.

Выплата по осаго если вина двоих водителей

При возникновении аварии на трассе с обоюдной виной следует придерживаться рекомендаций и действовать по плану:

  1. Выплата по осаго если вина двоих водителейЗаглушить двигатель и зафиксировать автомобиль на стояночном тормозе.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Установить сзади машины аварийный знак. По требованиям п. 2.3.4. ПДД, если вынужденная остановка автомобиля произошла в темное время, то водителю требуется носить на себе одежду со светоотражателями.
  4. Рекомендуется не освобождать проезжую часть после ДТП, даже если имеется препятствие для движения других автомобилей. Несмотря на то, что это нарушает п. 2.6.1. ПДД и влечет наложение штрафа в 1 000 рублей (по ч. 1 ст. 12.27 КоАП), происшествие на дороге с обоюдной виной всегда имеет неоднозначный характер. В дальнейшем водители могут оспаривать обоюдную вину, поэтому необходимо оставить автомобили после ДТП в первоначальном положении и вызвать сотрудников ГИБДД. Штраф по ч. 1 ст. 12.27 КоАП в дальнейшем можно оспорить (например, сославшись на отсутствие возможности завести автомобиль после аварии).
  5. Дождаться сотрудников ГИБДД. После их приезда производится фиксация повреждений, расположение автотранспортных средств.
ВАЖНО

Водители могут не оформлять никаких документов, но при условии, если у них отсутствуют претензии друг к другу. При этом обязательно составляется расписка. Данный документ необходим для того, чтобы каждая из сторон в дальнейшем смогла обезопасить себя от вызова другим участником ДТП патрульной службы. Расписка также не позволит сторонам обращаться в суд. После составления документа участники могут законно покинуть место аварии.

Как получить страховые выплаты

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ, страховые выплаты при ДТП с обоюдной виной осуществляются на общих основаниях.

О своем решении страховщик должен сообщить заявителю в письменной форме.

В чью СК обращаться

Рассмотрим, кто производит возмещение вреда ущерба по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

Если установлена вина обоих участников ДТП, необходимо обращаться только к страховщику виновника (для каждого водителя она своя). Исключение – у обеих сторон один страховщик.

При отсутствии полиса ОСАГО возмещение происходит путем предъявления иска.

Перечисленный перечень документов общий – страховая компания может потребовать иные бумаги, которые важно предоставить как можно быстрее.

Разберем, как оплачивается страховка, если в ДТП виновны оба водителя.

После недавних изменений страхового законодательства изменился и порядок, и форма предоставлении компенсации. Из-за участившихся случаев мошенничества недобросовестных водителей, страховые компании теперь самостоятельно определяют, как возместить ущерб.

Существует 2 варианта: выплата денежной компенсации или ремонт автомобиля. По общему правилу автомобиль направляется на восстановление в сервис, с которым у СК заключен договор. Там его обслуживают на установленную сумму и возвращают автовладельцу.

Получить финансовое возмещение можно, но не во всех случаях. Обычно это происходит, если автомобиль нельзя починить, либо на это не хватает средств. Также страховщик может пойти на встречу и выплатить компенсацию денежными средствами.

Выплата по осаго если вина двоих водителей

Размер возмещения определяется пропорционально вине каждого участника. Для этого назначается экспертиза. В заключении указывается примерная сумма, которую необходимо потратить для восстановления ТС.

Действия сотрудников ГИБДД

Дежурный, получивший звонок о происшествии, направляет непосредственно на место ДТП с обоюдной виной машину инспекторов ГИБДД. Там от них требуются действия:

  1. Детальный осмотр места аварии и пострадавшего транспорта.
  2. Произведение необходимых замеров, составление схемы происшествия, фотофиксация места ДТП.
  3. Подробный опрос всех участников и свидетелей аварии.
  4. Обеспечение сохранности доказательств.
  5. Вызов скорой и оказание помощи пострадавшим при необходимости до ее приезда.
  6. Регулировка движения на трассе после аварии.
  7. Передача сведений дежурному об участниках происшествия, которые скрылись после его возникновения.
  8. Составление протокола.
  9. Вынесение постановления по административному правонарушению со ссылкой на закон и указанием санкции.

Даже если все участники признали обоюдную вину, сотрудники ГИБДД не вправе отказывать им в оформлении происшествия. Они обязаны выехать на место и провести все необходимые действия. При этом, если участниками аварии были нарушены требования КоАП, то представитель инспекции вправе наложить на них штраф.

Страховая компания отказывается выплачивать компенсацию: причины

В самом общем случае страховая компания не платит виновному водителю в ДТП возмещение по ОСАГО, т.к. это не предусмотрено Законом об ОСАГО ФЗ №40. Принцип этого закона состоит в том, что денежную компенсацию или направление на бесплатный ремонт получает лишь тот, кто невиновен в аварийном происшествии.

Случаются такие дорожно-транспортные происшествия, при которых не повреждаются другие машины, но портятся или уничтожаются разные элементы дороги, например:

  • дорожный знак,
  • светофор,
  • столб,
  • отбойник и т.д.

В этой ситуации виновнику, даже если у него есть действующий полис ОСАГО, страховые выплаты также не назначаются. Но есть и свои плюсы — в пределах страховой суммы ( 400 тыс.руб.) возмещение будет выплачено владельцу имущества, обычно городскому хозяйству, страховой компанией. Если же ущерб превысит 400 тыс., то тогда виновнику ДТП придется платить разницу между реальными затратами на реконструкцию и максимальной суммой возмещения из своего кармана.

Но как же быть, если вина водителей обоюдная? Страховщики часто ссылаются на пункт 22 статьи 12 Закона об ОСАГО, где утверждается, что в таком случае доля вины каждого из водителей устанавливается судом, и исходя из этого, страховщики назначают суммы к страховой выплате обоим виновникам ДТП. На практике часто складывается так, что страховые компании до последнего уклоняются от выплат в случае, если дорожно-транспортное происшествие случилось из-за нарушения правил обоими водителями. Тогда компенсацию придется взыскивать в судебном порядке.

Для того чтобы избежать неприятных прецедентов со страховой компанией, проинформируйтесь о возможных причинах отказа:

  • Один из виновников ДТП не указан в полисе ОСАГО;
  • Виновный скрылся с места происшествия;
  • На момент происшествия участник находится под воздействием алкоголя;
  • Решение суда обжаловано другой страховой компанией или одним из виновников происшествия.

как определяется обоюдная вина при дтп по осаго

Зная о возможных аргументах страховщика не в вашу пользу, вы можете подготовиться и защититься на каждый из перечисленных случаев.

СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.

При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.

СК могут отказывать и на других основаниях. Водителю стоит добиваться законного решения и обращаться в суд.

Практика по подобным делам в судах

Во избежание неправильного правоприменения судами, ВС РФ дал разъяснения по рассмотрению аналогичных дел.

Практика показывает, что суды часто встают на сторону пострадавших и увеличивают назначенный СК размер компенсации.

Как можно видеть из представленной статьи, обоюдная вина водителей при ДТП может повлечь за собой массу проблем для них. Поэтому стоит быть аккуратным на дороге и не допускать возникновения аварийных ситуаций.

степень вины при обоюдном дтп по осаго

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины.

В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

Выплаты в ситуации, когда у одной из сторон отсутствует полис ОСАГО

Ч. 1 статьи 4 40-ФЗ содержит требование, согласно которому все собственники автомобилей обязаны страховать свои риски. При этом отсутствие полиса влечет для гражданина наложение штрафа. Его размер составляет 500 рублей. При первом случае выявления нарушения водитель может ограничиться предупреждением. Норма предусмотрена в ч. 2 статьи 12.3 КоАП.

ВАЖНО

Сторона, являющаяся виновником аварии и не имеющая полис, будет обязана возместить ущерб из собственных средств. Поскольку у водителя отсутствует страховка ОСАГО, то на возмещение со стороны компании в случае ДТП с обоюдной виной она рассчитывать не сможет.

Важно оформлять ДТП путем привлечения сотрудников ГИБДД. При составлении протокола ими обязательно должен фиксироваться факт отсутствия полиса ОСАГО у одной из сторон. В дальнейшем необходимо обратиться в суд за разрешением спора. На основании его решения возмещение будет происходить из личных средств водителя, не имеющего полис ОСАГО.

Оформление аварии

Если у водителя есть оформленный полис КАСКО, то тогда степень его вины в дорожно-транспортном происшествии не так важна. Страховая выплата виновнику ДТП будет назначена в любом случае, в соответствии с условиями подписанного договора страхования. У каждой СК есть свой перечень условий, которые должны соблюдаться при подаче сведений о произошедшем случае.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

Нередко водитель пытается сэкономить на стоимости страховки, выбрав более дешевый вариант КАСКО, и не вчитываясь в полные правила предоставления услуги. Страховщики, в свою очередь, уменьшают стоимость полиса за счет введения франшизы. Это означает, что при наступлении страхового события потерпевшему (даже если он же является и виновником) будет выплачена не вся сумма ущерба, а за вычетом определенной части. Соответственно договору, эта часть может рассчитываться как в твердой денежной сумме, так и в виде пропорции относительно общего ущерба.

Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем. При этом вина водителя в происшествии не является главным условием. Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.

Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.

Дополнительная информация

Ч. 1 ст. 1064 ГК РФ также предусматривает возможность получения потерпевшим в ДТП возмещения сверх установленной выплаты по ОСАГО. Его выплачивает тот, кто причинил ущерб.

При наличии сразу нескольких виновников происшествия потерпевшему следует обращаться к страховщикам каждого из них. Выплаты будут назначены после установления степени вины всех участников ДТП. Они отвечают солидарно при равной и индивидуально при различной обоюдной вине. Пострадавший в случае получения увечий также может рассчитывать на компенсацию морального вреда, выплачиваемую сверх возмещения из собственных средств всех виновников аварии.

выплачивается ли компенсация по ОСАГО при обоюдной вине

В прочих ситуациях, когда причинен вред здоровью других лиц, имеется повреждение имущества посторонних лиц, покидать место происшествия участникам запрещается. Исключением может быть только срочная необходимость в доставке потерпевшего в медучреждение. Но даже после этого виновник обязан вернуться обратно. (п. 2.6. ПДД).

ВАЖНО

За оставление места ДТП с обоюдной виной водителю грозит лишение водительских прав на год или полтора, либо арест на 15 суток. Данная санкция указана в ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Возмещение в аварии с велосипедистом зависит от степени виновности обоих участников ДТП. Велосипедист, нарушивший ПДД, отвечает по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. На него налагается штраф 800 рублей. Также при необходимости проводится его освидетельствование на предмет присутствия алкоголя в крови. Если подтвердится факт опьянения, то с него дополнительно взыскивается штраф до 1500 рублей. Велосипедист при наличии обоюдной вины будет обязан возместить имущественный и моральный вред водителю транспорта.

Управлявшее автомобилем лицо должно компенсировать пострадавшему велосипедисту:

  • ущерб имуществу (максимально 400 тысяч рублей согласно ст. 7 40-ФЗ);
  • вред здоровью (до 500 тысяч с учетом требований ст. 7 закона);
  • моральный вред, если у потерпевшего имелись затраты на лечение и восстановление после травмы.

При наличии обоюдной вины водителей и велосипедистов споры о возмещении вреда следует разрешать в суде. Орган устанавливает степень виновности всех участников ДТП и назначает соразмерную компенсацию. При этом велосипедист находится в более выгодном положении. Он вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя автомобиля. Суды чаще бывают на стороне велосипедистов по причине того, что автомобиль считается источником повышенной опасности.

Обжалование обоюдной вины при ДТП

В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия. При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  2. Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  3. Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  4. Запросить данные с камер наблюдения.
  5. Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  6. Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.
  7. Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.
  8. При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.

Видео на тему обоюдной вины в ДТП

Вопрос Ответ
Можно ли доказать наличие обоюдной вины при аварии, если сотрудники ГИБДД отказываются ее признавать? Это возможно. Необходимо подать жалобу в вышестоящее подразделение ГИБДД или обратиться в суд с иском. Требуется предоставить доказательства ДТП с обоюдной виной. При этом вопрос о наличии или отсутствии обоюдной вины решается только судом.
Можно ли рассчитывать на выплаты по ОСАГО и КАСКО при наличии обоюдной вины в ДТП? Обе стороны вправе рассчитывать на данный вид страховых возмещений. По ОСАГО они получают выплаты в равных долях или с учетом степени их виновности в аварии. По КАСКО возмещение не зависит от вины. Оно выплачивается на основании условий заключенного со страховщиком договора.
Можно ли получить выплату по ОСАГО по ДТП с обоюдной виной при отсутствии полиса? Потерпевший вправе предъявить требование к виновнику через суд. Возмещение будет произведено из собственных средств причинившего ущерб.
Можно ли составить европротокол при аварии с обоюдной виной, если в ней участвовало сразу три автомобиля? Европротокол возможен только при ДТП с участием двух машин, а при обоюдной вине данный документ не составляется вообще. При столкновении сразу трех автомобилей требуется вызов ДПС.
Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине, если в ходе него пострадал человек? Виновник аварии может отвезти потерпевшего в медучреждение. Но он обязан вернуться на место происшествия обратно.
, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector