Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовые документы
Назад

Создание службы охраны труда на предприятии

Опубликовано: 22.04.2020
Время на чтение: 20 мин
0
7

Документы по охране труда на предприятии

Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:

  • контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
  • организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

  • организация и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • проверка технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;

Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Сотрудники службы охраны труда имеют право:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматриватьпроизводственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
  • предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы людей, не прошедших медицинские осмотры и инструктажи по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

Полный перечень прав сотрудников службы охраны труда приведен в разделе IV рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Специалисты охраны труда должны иметь:

  • либо высшее профессиональное образование по направлению «техносферная безопасность» или другим направлениям по обеспечению безопасности производственной деятельности;
  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Исключение предусмотрено только для специалистов низшей категории.

Требования к стажу работы зависят от должности специалиста. Так:

  • руководитель службы охраны труда должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
  • специалист I категории должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее двух лет;
  • специалист II категории должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее года;
  • специалист по охране труда (низшей категории):

– может не иметь опыта работы (при наличии соответствующего образования);

– должен иметь стаж не менее трех лет в области охраны труда, если уровень образования соответствует среднему специальному и дополнительному профессиональному (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Все специалисты охраны труда должны знать:

  • законы и иные нормативно-правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования в области охраны труда;
  • международные договоры в области охраны труда, ратифицированные РФ;
  • национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда;
  • требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
  • делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда;
  • производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства;
  • виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам;
  • правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;
  • порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;
  • порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.

Специалисты I, II и низшей категории должны знать:

  • методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам.

Руководитель службы охраны труда также должен знать:

  • порядок оценки уровня профессионального риска;
  • основные методы снижения воздействия вредных производственных факторов на организм человека;
  • психофизиологические требования к работникам;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;
  • основы экономики и бюджетирования, организации производства, труда и управления.

Такие требования содержатся в разделе «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н.

Это предусмотрено статьей 217 Трудового кодекса РФ.

Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:

  • определить структуру службы;
  • рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;
  • издать приказ о создании службы;
  • утвердить должностные инструкции ее сотрудников;

Сделать это нужно с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Создание службы охраны труда на предприятии

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).

Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:

  • численность работающих в организации сотрудников;
  • степень опасности производства;

Это предусмотрено пунктом 14 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)?

Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10).

Предлагаем ознакомиться  Заработная плата при ликвидации предприятия ничего не выплатили тк нет денег

Пример расчета численности сотрудников службы охраны труда, необходимых для обеспечения пропаганды по охране труда в организации

В организации 52 отдела, среднесписочная численность сотрудников – 3002 человека.

Сотруднику, ответственному за ведение кадрового учета, поручено определить, сколько человек понадобится, чтобы организовать пропаганду по охране труда (для дальнейшего определения нормативной численности штата службы охраны труда).

Для выполнения задания сотрудник, ответственный за ведение кадрового учета, обратился к пункту 3.2.3 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В нем в таблице 3 в левом столбце он выбрал значение среднесписочной численности сотрудников «3001–5000», а в верхней строке – графу с количеством структурных подразделений «51–125». На пересечении этих граф указано значение 1,07. Значит, в организации для пропаганды нужен один сотрудник (1,07).

После подсчета численности сотрудников по всем функциям сложите эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда.

Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации

=

Нормативная численность сотрудников службы охраны труда

×

1  (% планируемых невыходов : 100)

 Процент планируемых невыходов возьмите из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

Такой порядок расчета следует из раздела 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают сотрудника:

  • имеющего квалификацию инженера по охране труда;
  • получившего высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
  • получившего среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других аналогичных должностях не менее пяти лет.

Ответственность за непроведение мероприятий по охране труда

  • специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.

служба охраны труда

Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима государственная аккредитация, и правила ее проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Перечень включает в себя следующие виды услуг:

  • осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
  • обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3 приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, ст. 19, 22, 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.

Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию – включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:

  • потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;
  • самостоятельно запросить выписку из реестра в Минтруде России (сведения представляются бесплатно);
  • проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).

Такой порядок следует из пунктов 14, 24 и 25 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. № 2207-КВ.

План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.

Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:

  • организовать систему управления охраной труда в компании;
  • создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
  • принять положение об охране труда в организации;
  • издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
  • утвердить должностные инструкции ответственных лиц.

Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».

Ответственность за деятельность службы несёт руководитель организации. Работники службы, в свою очередь, ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями (п. п. 19, 20 Рекомендаций № 14).

В случае если руководитель организации обязанности по охране труда ни на кого не возложил, то в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ организация может быть подвергнута наказанию за административное правонарушение в виде штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей – на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

от 30 000 до 50 000 рублей – на юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трёх лет.– это что касается только отсутствие специалиста по ОТ.

 Поэтому рекомендуем работодателям, у кого отсутствует служба охраны труда или хотя бы один специалист по охране труда, заняться организацией системы управления охраной труда в своей компании во избежание нарушений трудового законодательства, и как следствие, ответственности.

Особенности охраны труда на производственных предприятиях

Разработка и введение Типового положения о системе управления охраной труда  обеспечивает реализацию положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой дано определение понятия системы управления охраной труда - комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Действующий Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. № 169-ст, являясь документом законодательства о техническом регулировании, применяется работодателями на добровольной основе, что сдерживает внедрение его требований у работодателей.

Введение в действие Типового положения о системе управления охраной труда позволит сформировать и установить гармонизированные с законодательством стран Евросоюза основные принципы управления охраной труда у работодателя, обеспечивающие последовательное улучшение состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников, поскольку создание и обеспечение функционирования системы управление охраны труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда  с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Предлагаем ознакомиться  Виды мотивации персонала - внешняя внутренняя индивидуальная

Документ вступил в силу с 27 октября 2016 года.

С 1 марта 2017 года начинают действовать два новых государственных стандарта.

ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230–2007» не содержит дополнительных требований к системе управления охраной труда, а лишь показывает наилучшие варианты практического применения ГОСТ 12.0.230.

Практические рекомендации из ГОСТ 12.0.230.1-2015 не являются обязательными и не заменяют национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов.

Еще один стандарт, который будет введен в России с 1 марта — ГОСТ 12.4.026–2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Его разработали для предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни и вреда для здоровья людей. Стандарт устанавливает:

  • правила применения и характеристики сигнальных цветов;
  • размеры, технические требования и характеристики знаков безопасности;
  • методы испытаний сигнальной разметки.

Стандарт не распространяется:

  • на цвета для световой сигнализации всех видов транспорта и дорожного движения;
  • цвета, знаки и маркировочные щитки баллонов, трубопроводов, емкостей для хранения и транспортирования газов и жидкостей;
  • дорожные знаки и разметку, путевые и сигнальные знаки железных дорог, знаки для обеспечения безопасности движения всех видов;
  • знаки и маркировку опасных грузов, грузовых единиц, которые требуют специальные условия транспортирования и хранения;
  • знаки для электротехники.

Стандарт является добровольным для применения.

При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:

  • обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
  • обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
  • проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
  • отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
  • соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
  • проведение инструктажей по охране труда.

О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.

  • принятие руководителем этих функций на себя;
  • делегирование этих полномочий иному работнику;
  • привлечение организации или физлица со стороны.

Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.

Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:

  • Масштабы деятельности предприятия.

Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.

  • Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.

На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.

Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.

Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?

Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.

I квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.

II квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.

Без квалификационной категории:

  • высшее образование и диплом специалиста;
  • без требований к опыту работы.

Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.

В ее состав могут входить:

  1. Нормативно-правовые документы:
  • ТК РФ;
  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
  1. Внутренние локальные акты, принятые на предприятии:
  • положение об охране труда;
  • должностные инструкции специалистов по охране труда;
  • положение об отделе охраны труда;
  • инструкции по охране труда для каждой должности на предприятии;

О том, какой может быть такая инструкция для бухгалтера, читайте в статье «Инструкция по охране труда бухгалтера - образец».

  • распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
  1. Прочие документы:
  • журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
  • журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
  • программы проведения подобных инструктажей;
  • личные карты о прохождении обучения и т. д.
  1. Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
  • протоколы;
  • экспертное заключение;
  • карты аттестации конкретного рабочего места и др.

Конечно, это только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.

В приказе необходимо:

  • закрепить главное ответственное за охрану труда лицо в целом по предприятию;
  • если предприятие имеет подразделения, участки либо территории, указать лиц, ответственных за безопасность на них;
  • отметить, что на время отсутствия ответственных лиц по причине отпуска, болезни или другим уважительным причинам будут назначены лица, временно исполняющие их обязанности;
  • указать, какими документами ответственные лица должны руководствоваться в своей деятельности.
Предлагаем ознакомиться  Усн какие декларации сдавать

Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.

На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры.

В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:

  • биохимических факторах;
  • наличии полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустике, к примеру уровне шума;
  • уровне освещенности;
  • уровне вибраций;
  • степени травмоопасности;
  • микроклиматических условиях;
  • тяжести и напряженности трудовой деятельности;
  • важности применения барьерных средств для защиты.

На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:

  • надбавку к заработной плате;
  • дополнительные дни к основному отпуску, но не менее 7 дней;
  • более ранний выход на пенсию (к примеру, работники металлургии с «горячим» стажем выходят на пенсию в 50 лет);
  • сокращение часов в рабочей неделе.

Обобщенная аналитическая информация о корпоративном опыте по обеспечению безопасных условий труда

Минтруд России дал разъяснения по вопросам декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и обучения по охране труда. В письме Минтруда России от 19.10.2016 № 15-1/В-3425 отмечено, что:

  • в случае признания условий труда на рабочих местах по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оптимальными или допустимыми, и указания в строке 040 карты специальной оценки условий труда обязанности работников, занятых на этих рабочих местах, проходить предварительный и периодический медицинский осмотр, декларации в отношении этих рабочих мест могут быть оформлены, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • программы обучения по охране труда должны разрабатываться и утверждаться аккредитованными обучающими организациями.

Кроме того, в письме разъяснены вопросы, касающиеся обязательности применения профстандартов.

Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.

Это предусмотрено пунктами 15, 17 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Ответственность за нарушение правил охраны труда

Мера ответственности зависит от вида нарушения.

1. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах влечет:

  • для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.;
  • для организации – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

2. Допуск сотрудника к работе без проведения инструктажа по охране труда, обязательных предварительных или периодических медосмотров и обязательных психиатрических освидетельствований влечет:

  • для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.

3. Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза ко 2-му классу, влечет:

  • для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

4. Нарушения иных норм и требований законодательства по охране труда (кроме случаев, перечисленных выше) влекут:

  • для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.;
  • для организации – штраф от 50 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение во всех вышеперечисленных случаях предусмотрено наказание:

  • для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организации – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, сотрудник, ответственный за соблюдение требований охраны труда, может быть привлечен к уголовной ответственности, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В этом случае нарушителю грозит один из следующих видов ответственности:

  • штраф до 400 000 руб. (либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до одного года (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года).

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, наказывается:

  • либо лишением свободы на срок до четырех лет (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет);

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, наказывается:

  • либо лишением свободы на срок до пяти лет (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Такая ответственность предусмотрена в статье 143 Уголовного кодекса РФ.

Кроме того, нарушение сотрудником правил охраны труда является основанием для его увольнения, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создавало угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

Итоги

Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?

Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.

После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.

На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector