Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовые документы
Назад

Причины и условия возникновения дтп

Опубликовано: 11.02.2020
Время на чтение: 79 мин
0
11
СодержаниеПоказать

Последствия аварий

ДТП – это происшествие, осуществляемое исключительно при передвижении автомобилей. Если наносится ущерб припаркованной машине людьми, то такая ситуация не считается аварией.

Определить происшествие можно по разным признакам, к которым относится:

  • наличие тяжелых последствий, представленных нарушением целостности имущества или нанесением вреда людям;
  • имеется возможность установить точное место происшествия;
  • фиксируется минимально два участника аварии.

Последствия ДТП могут быть разными, так как могут наноситься телесные повреждения людям или вовсе может иметься смертельный исход. Машинам при этом наносится материальный ущерб.

Причины ДТП могут быть разными, но часто устанавливается работниками ГИБДД, что виновник происшествия нарушил основные ПДД. Сюда входят случаи:

  • превышение скоростного режима;
  • быстрая езда в опасных условиях;
  • нарушение правил обгона;
  • проезд перекрестка на красный цвет;
  • перевозка людей или грузов с нарушением правил;
  • перегрузка транспортного средства.

Причины и условия возникновения дтп

Особенно значимым правонарушением выступает управление машиной в нетрезвом виде. Недавние изменения в законодательство привели к тому, что за такое действие назначается не только значительный штраф в 30 тыс. руб., но и привлекается гражданин к уголовной ответственности при повторном нарушении.

В пьяном состоянии не может владелец машины рационально оценивать дорожную обстановку, а также его реакция значительно замедляется. Это часто приводит к ДТП с пострадавшими и нанесением значительного урона автомобилям.

Каждый автовладелец пытается всеми возможными способами предотвратить аварию. Это обусловлено негативными последствиями дорожно-транспортных происшествий. Они могут быть представлены в разных видах в зависимости от обстоятельств ДТП. К ним относится:

  • наносится значительный урон автомобилям, поэтому они теряют свою первоначальную рыночную стоимость и привлекательный внешний вид, а также требуется проводить дорогостоящий ремонт;
  • может наноситься вред здоровью пассажиров, пешеходов или автомобилистов;
  • нередко ДТП заканчиваются летальным исходом для участников происшествия;
  • виновник аварии не получает компенсации от страховой компании, поэтому должен оплачивать ремонт своего автомобиля за счет личных сбережений;
  • если перед аварией нарушались гражданами ПДД, то они привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.

Если виновник аварии в результате нарушения ПДД или нахождения в пьяном состоянии совершает наезд на пешехода или сталкивается с другим автомобилем на полосе встречного движения, что приводит к смерти участника происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности. Такое ДТП с пострадавшими приводит к тому, что водитель получает реальный тюремный срок, поэтому относиться к управлению автомобилем надо осторожно.

Незнание и игнорирование ПДД является самой распространенной причиной столкновений автомобилей, наезда на пешеходов и прочих происшествий.

Зачастую правила нарушаются не только водителями, но и пешеходами, которые из-за этого обычно страдают гораздо больше автолюбителей, защищенных хотя бы корпусом машины.

Таблица 1.13

Страна

Показатели тяжести последствий ДТП:

число погибших на 100 пострадавших

число погибших в 100 ДТП

Австрия

1,9

2,5

Великобритания

1,1

1,5

Венгрия

5,0

6,9

Германия

1,5

2,0

Дания

5,2

6,8

Польша

9,0

12,2

Португалия

2,6

3,6

Финляндия

4,5

6,2

Франция

4,6

6,4

Швеция

2,6

3,7

США

1,3

2,0

Россия

14,0

18,6

Распространенной практикой сравнения тяжести последствий является применение такого показателя, как число погибших в расчете на 100 пострадавших. Кроме того, как за рубежом, так и в России, для оценки тяжести последствий происшествий используются сведения о среднем числе погибших в каждых 100 ДТП (табл.1.13).В целом контраст между уровнем тяжести последствий ДТП в экономически развитых государствах и в России весьма значителен.

По оценкам специалистов, рост автомобилизации в России будет продолжаться, и к 2010 году на 1000 жителей будет приходиться 260-300 автомототранспортных средств. Вместе с тем количественный рост парка автотранспортных средств в Российской Федерации не сопровождается пока его существенными позитивными качественными изменениями.

Так, возрастная структура автопарка с каждым годом ухудшается. Высокий износ автомобилей является причиной повышенного загрязнения окружающей среды, аварийности и неадекватно высоких транспортных издержек. Наряду со "стареющим" подвижным составом в дорожном движении появляются новые автомобили с высокими динамическими и тормозными характеристиками (главным образом иномарки).

В транспортном потоке увеличивается неравномерность скоростей движения, что приводит к увеличению количества ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением и т.п.Возрастает диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети, применяемыми методами и техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью движения, скоростными характеристиками транспортных средств.

Развитие автомобилизации приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом, все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП.Большая часть транспортных средств на данном этапе автомобилизации концентрируется в городах, неуклонно возрастает дорожно-транспортный травматизм пешеходов.

При неизменных темпах его роста численность пострадавших пешеходов может составить в 2004 году более 100 тыс. человек. Нарастающими темпами увеличивается и число пострадавших в ДТП водителей и пассажиров легковых автомобилей (за последние два года - более чем на 30%). Сохранение указанных и ряда других тенденций в ближайшие два года может обусловить дальнейший рост аварийности.

Причины и условия возникновения дтп

По результатам прогноза, основанного на анализе изменения показателей аварийности и численности и структуры автомобильного парка за последние 10 лет в России и регионах, роет аварийности в 2004 году по отношению к 2002 году может составить:- по числу погибших - от 4% до 10%;- по числу раненых - от 7% до 15%;

- по количеству дорожно-транспортных происшествий - от 5% до 12% (рис.1.4).В 2003 году можно ожидать некоторого снижения темпов роста отдельных показателей аварийности. Однако, если не будут приняты дополнительные меры по преодолению разрыва между уровнями автомобилизации и развития транспортной инфраструктуры, то уже в 2004 году возможности системы обеспечения безопасности дорожного движения по предупреждению аварийности не смогут компенсировать негативных тенденций и больший рост показателей аварийности становится весьма вероятным.

Рис.4.2

Основными факторами, обусловившими высокий уровень аварийности на пассажирском автомобильном транспорте, являются: увеличение на рынке услуг по перевозке пассажиров числа субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащих условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации автобусов;

ограниченное внедрение современных средств управления пассажирскими перевозками; недостаточная квалификация и низкая транспортная дисциплина водителей автобусов; несовершенство конструкции и неудовлетворительное техническое состояние автобусов; участившиеся случаи нарушения норм вместимости автобусов, использования подвижного состава, не соответствующего виду осуществляемых перевозок;

малоэффективная система профилактической работы и контроля за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения; отсталость нормативной правовой базы в сфере организации маршрутных автобусных перевозок в условиях рыночной экономики.В 2002 году автобусный парк в стране составлял 703 тыс. единиц.

Около 150 тыс. автобусов, находящихся в собственности юридических и физических лиц, задействовано на маршрутных перевозках пассажиров. Остальной парк используется преимущественно для собственных нужд организаций различных отраслей экономики и физических лиц.В последние годы в структуре перевозчиков резко возросло число мелких хозяйствующих субъектов, существенно увеличилось количество автобусов в собственности физических лиц.

Пополнение парка принадлежащих им автобусов в основном происходит за счет ввоза в страну бывших в эксплуатации автобусов. При этом большая их часть - это автобусы устаревших моделей, техническое состояние и конструкция которых зачастую не отвечают современным требованиям, а сроки эксплуатации превышают 10 лет.

В предприятиях и организациях с малой численностью автобусов (до 10 единиц), как правило, отсутствует необходимое ремонтное и диагностическое оборудование, квалифицированный персонал для проведения предупредительно-профилактических мероприятий.Свыше трети (36,0%) автобусного парка находится в собственности физических лиц (250 тыс.

), из которых около 50 тыс. используются для осуществления коммерческих услуг по перевозке пассажиров. За 2 года численность автобусов, принадлежащих физическим лицам, увеличилась на 34,6%, Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на рост аварийности на автобусном транспорте в целом. Относительные показатели аварийности (такие, как количество ДТП на 10 тыс.

Рис.4.8

Давно сложившиеся у пожилых людей стандарты поведения на дорогах уже не соответствуют современным условиям дорожного движения, но изменить их чрезвычайно трудно, в то же время физические возможности вовремя заметить и избежать опасности у пожилых участников дорожного движения весьма ограничены, поэтому в последнее время в этой возрастной группе пешеходов опережающими темпами растет уровень дорожно-транспортного травматизма.За последние годы выявилась явная тенденция повышения уровня дорожного травматизма молодых пешеходов от 15 до 24 лет (рис.4.10).

Рис.4.5. Распределение числа пострадавших в ДТП по категориям участников дорожного движения (2002 год)

Введение

Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) более 10 миллионов человек в мире погибают и получают ранения. ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного банка, около 500 миллиардов долларов в год.

Причины и условия возникновения дтп

В развитых странах уровень дорожно-транспортного травматизма ниже, чем в России, однако и там его снижение по-прежнему рассматривается как серьезная проблема. В материалах Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца отмечается, что постоянно обостряющаяся проблема дорожно-транспортного травматизма, связанная с гибелью и ухудшением условий жизни людей, сдерживающая развитие стран и приводящая к большой уязвимости миллионов людей, требует активных действий.

В новых условиях задача обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, непосредственно связанная с результатами социально-экономических преобразований, построением правового демократического государства, развитием гражданского общества, не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов.

В 2002 году в России был отмечен самый большой за последние 10 лет рост количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей. Всего за этот период численность погибших составила 315,1 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Сегодня проблема дорожно-транспортного травматизма в России без преувеличения представляет угрозу безопасности граждан и государства.

В 2002 году общее число пострадавших в ДТП составило 248921 ( 13,8%) человек, из которых погибло и ранено соответственно 33243 ( 7,5%) и 215678 ( 14,9%) человек. Только за последние пять лет на улицах и дорогах страны в ДТП пострадало свыше 1,1 млн. человек, из них погибло 152,5 тыс. человек (табл.1.8).

Таблица 1.9

Возраст (лет)

Доля (в %), от числа*

Тяжесть

погибших

раненых

последствий ДТП

До 7 лет

1,2

1,9

8,5

7-14

2,1

6,0

5,0

14-16

1,3

2,9

6,5

16-26

20,4

28,5

9,9

26-40

26,7

26,0

13,7

40-60

29,0

24,3

15,5

60 и более

14,6

10,0

18,4

Причины и условия возникновения дтп

________________

* Не приведены данные по пострадавшим, возраст которых точно не установлен.В 2002 году на улицах и дорогах страны погибло 1504 (-5,2%) и ранено 23397 ( 9,8%) несовершеннолетних участников дорожного движения. Рост числа пострадавших детей и подростков в возрасте до 16 лет регистрируется второй год подряд.

При этом удельный вес количества ДТП с участием детей и подростков на протяжении последних пяти лет ежегодно снижался - с 14,4% (в 1998 году) до 12,5% (в 2002 году).Свыше половины (57,1%) из числа пострадавших в ДТП детей участвовали в дорожном движении в качестве пешеходов, треть (31,5%) - составили пассажиры.

Таблица 1.11

Страна

Число жителей
(тыс.чел.)

Протяженность автодорог общего пользования
(км)

Кол-во транспортных средств
(тыс.ед.)

Число погибших в ДТП
(чел.)

Австрия

8082

106478

4953

1079

Великобритания

59500

394183

28140*

3564

Венгрия

10092

135481

2671

1306

Германия

82037

626065

50609

7772

Греция

10499**

40165*

4323*

2116

Дания

5313

71621

2366

514

Нидерланды

15760

116500

7640

1090

Польша

38653

371729

13169

6730

Франция

58967

980400

33416

8487

Швейцария

7123

71027

4470

583

Швеция

8854

21000

4607

580

Канада

30491

895562**

17292

2972

США

272691

6304193

212685

41611

Австралия

18967

810000

12269

1763

________________

* Данные за 1998 год.** Данные за 1997 год.В то же время темпы автомобилизации в развивающихся странах (особенно там, где существенно растет валовой национальный продукт, ширится международный туризм и активно проходит процесс урбанизации) значительно превышают темпы прироста количества транспортных средств в экономически развитых государствах.

число погибших в ДТП в расчете на 100 тыс. жителей, число погибших в ДТП в расчете на 10 тыс. транспортных средств и тяжесть последствий ДТП.На европейском континенте государствами, в которых меньше всего гибнет людей на дорогах в расчете на 100 тыс. жителей, являются Великобритания, Нидерланды, Швеция.

К странам со средним уровнем безопасности дорожного движения (примерно 13-15 погибших из каждых 100 тыс. жителей) относятся Австрия, Венгрия, Франция.Уровень риска гибели в ДТП в России составляет более 20 погибших на 100 тыс. жителей, что значительно превышает аналогичный показатель для экономически развитых стран как с высоким, так и со средним уровнем автомобилизации.Значение некоторых относительных показателей аварийности в отдельных странах приведены в табл.1.12.

Рис.4.4

Особенно велики в России масштабы и уровень риска получения пешеходами в ДТП смертельных травм. В 2002 году доля пешеходов от всех погибших в ДТП составила 41,9%. За последние пять лет число погибших пешеходов выросло с 11 до 14 тыс. человек, что в 2,5-3 раза больше, чем в США, где численность населения в два раза выше, чем в России.

Рост числа погибших пешеходов в 2002 году по сравнению с 1997 годом (28,0%) превышает общий рост числа погибших в ДТП (который за указанный период составил 20,0%.). С1999 года по 2002 год из 100 пострадавших в ДТП пешеходов погибало 15-16 человек. Это в 2-7 раз больше, чем в странах развитой автомобилизации.

Число пострадавших в ДТП пешеходов достигло в 2002 году 90,7 тыс. человек, а их удельный вес составил 36,4% (рис.4.5). Величина социально-экономического ущерба от гибели и ранения пешеходов составляет почти 40% от всей величины социально-экономического ущерба от аварийности на автомобильном транспорте.

Предлагаем ознакомиться  Конверсия продаж: что это такое, как ее посчитать, формула и пример расчета

Рис.4.5

При этом на фоне общей тенденции снижения дорожно-транспортного травматизма пешеходов, которая наблюдается почти во всех странах, в России за последние пять лет численность пострадавших в ДТП пешеходов увеличивается, ежегодно повышается и уровень риска травмирования пешеходов в ДТП. За последние пять лет он увеличился на 18,6%.

По сравнению с зарубежными странами риск травмирования пешеходов в России один из самых высоких - 63 пострадавших пешехода на 100 тыс. жителей, что в 2,5-3,5 раза больше, чем в Швеции, Дании, Финляндии, Румынии, Норвегии и в 1,5-2 раза больше, чем в Венгрии, Испании, Франции, Болгарии, США, Италии.Наиболее высоким по сравнению с зарубежными странами в России является и один из самых важных показателей, характеризующий личную безопасность участников дорожного движения - уровень риска гибели в ДТП в качестве пешехода - этот показатель составляет 10 погибших в ДТП пешеходов на 100 тыс. населения, что в 3-9 раз больше, чем в большинстве стран развитой автомобилизации (рис.4.6).

Рис.4.8

Рис.4.9

Рис.4.10

Для молодых пешеходов характерен самый высокий уровень риска травмирования в ДТП (73-75 пострадавших на 100 тыс. человек этой возрастной группы). Молодые пешеходы в России, как и в других странах, являются наиболее мобильной частью населения; они к тому же склонны недооценивать опасность, переоценивать свои возможности и пренебрегать риском, поэтому последние несколько лет в условиях роста интенсивности дорожного движения и ослабления контроля за соблюдением Правил дорожного движения пешеходами наблюдается увеличение численности пострадавших и погибших пешеходов молодого возраста.

Наряду с уже указанными факторами, обусловившими рост дорожного травматизма пешеходов (неготовность дорожной инфраструктуры и неподготовленность отдельных категорий пешеходов к увеличению количества транспортных средств на улицах и дорогах, недостатки организации движения пешеходов, содержания и освещения дорог и улиц, и др.

), следует отметить причины, связанные с недостатками системы управления в сфере обеспечения безопасности и организации дорожного движения.Негативное влияние оказывает отсутствие упорядоченной структуры государственного управления в сфере организации дорожного движения. В настоящее время в структуре управления дорожно-транспортного хозяйства городов (кроме Москвы, С.

ДТП с пострадавшими

-Петербурга) отсутствуют подразделения, осуществляющие функции управления в этой сфере. В большинстве городов не проработаны механизмы оценки существующего состояния дорожно-транспортных условий на основе регулярного сбора информации о транспортных и пешеходных потоках и ее анализа с учетом данных об аварийности, что исключает разработку и принятие оптимальных решений в сфере организации дорожного движения.

Исходя из высокого уровня и значительных масштабов, неблагоприятной динамики показателей дорожно-транспортного травматизма пешеходов, можно сделать вывод о том, что, если не предпринять специальных усилий, направленных на решение этой проблемы, она будет еще более обостряться. Поэтому повышение безопасности движения пешеходов должно стать приоритетным направлением на ближайшие несколько лет.

Для повышения безопасности движения пешеходов необходимо осуществить:- исследование причин и обстоятельств ДТП с наездами на пешеходов (включая анализ статистических данных, проведение опросов, наблюдений, изучение различных документов и другие методы);- обобщение передового опыта регионов и отдельных городов;

- строительство необходимого количества надземных и подземных пешеходных переходов;- проектирование, оборудование и содержание пешеходных переходов в одном уровне (обеспечение их освещенности; создание островков безопасности, установку дорожных знаков и нанесение разметки; рациональное расположение перехода с точки зрения уменьшения расстояния, которое проходят пешеходы, пересекая проезжую часть дороги, и улучшения видимости;

причины ДТП

обеспечение безопасного состояния дорожного покрытия в местах ожидания);- установку пешеходных ограждений;- организацию жилых и пешеходных зон;- ограничение скорости транспортных средств в жилых зонах, местах скопления пешеходов и контроль за соблюдением водителями этих ограничений (введение зонального ограничения скорости движения транспортных средств;

применение искусственных неровностей для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и др.);- увеличение видимости пешеходов для водителей (использование светоотражающих элементов при пошиве одежды, особенно детской);- усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями и пешеходами;

- проведение массовых информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности пешеходов с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп пешеходов (детей, молодежи, взрослых и пожилых пешеходов), включая организацию радио- и телепередач, выпуск целевой литературы и другой печатной продукции по обучению и пропаганде безопасного поведения населения на дорогах.

В рамках этого направления необходимо также реализовать мероприятия по предупреждению опасного поведения водителей в отношении пешеходов (по формированию общественного мнения о необходимости неукоснительного соблюдения правила "уступи дорогу" в отношении пешеходов, введению соответствующих методов обучения "осторожному вождению" в сочетании с усилением мер ответственности за нарушения правил проезда пешеходных переходов и контроля за соблюдением соответствующих правил со стороны водителей).

Характеристика ДТП

ДТП – это столкновение автомобиля с людьми или другими транспортными средствами. Процесс реализуется только при движении хотя бы одной машины. Двигаться автомобили могут по дороге, прилегающей территории, парковке или трассе.

К основным характеристикам аварии относится наличие не менее двух участников, а также должно устанавливаться нанесение определенного ущерба. Процедура оформления может реализоваться с привлечением работников ГИБДД или при составлении европротокола двумя автовладельцами.

Таблица 1.12. Относительные показатели аварийности в отдельных странах (1999 год)

Таблица 1.2

Год

Тяжесть последствий ДТП

Число пострадавших на 100 тыс. населения

Кол-во ДТП на 10 тыс. транспорта
единиц

1997

13,5

138,9

52,3

1998

13,6

143,9

51,7

1999

14,0

144,8

50,8

2000

14,2

142,8

50,0

2001

14,1

150,6

52,0

2002

13,4

171,5

54,4

Ежегодно максимальное количество ДТП регистрируется с июля по октябрь. В 2002 году в этот период произошло около половины (43,3% или 79685 ДТП) всех происшествий. Пик аварийности был зарегистрирован в августе (21033 ДТП). В два раза реже совершались ДТП в январе-марте. Наиболее тяжкими последствиями (15 погибших из каждых 100 пострадавших) характеризовались происшествия в октябре.

последствия дорожно транспортных происшествий

Высокий уровень данного показателя (14) был также в феврале, сентябре и ноябре. Минимальное его значение (12) - в июне и мае.В городах и населенных пунктах ежегодно совершается почти три четверти от всех происшествий в стране. В 2002 году здесь зарегистрировано 131653 ( 11,3%) ДТП, что составило 71,4% от всех происшествий.

Таблица 1.12

Страна

Число погибших в расчете на:

100 тыс. жителей

10 тыс. ТС

Австрия

13,4

2,2

Великобритания

6,0

1,3

Венгрия

12,9

4,9

Германия

9,5

3,6

Дания

9,7

2,2

Нидерланды

6,9

1,6

Польша

17,4

5,4

Франция

14,4

2,3

Швейцария

8,2

1,6

Швеция

6,5

1,3

Россия

20,3

9,4

Канада

9,7

н.д.

США

15,3

н.д.

Австралия

9,3

н.д.

Транспортные средства в Российской Федерации как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения (Австрия, Франция, Германия, США) и в 4-7 раз опаснее, чем в небольших странах со средним уровнем автомобилизации (Дания, Швеция).

Основные разновидности

Существует достаточно много видов происшествий, которые отличаются разными нюансами и имеющимися участниками. ДТП на трассе или на другом участке дороге может быть представлено разновидностями:

  • Столкновение. Оно осуществляется двумя движущимися автомобилями или может одна двигающаяся машина столкнуться с припаркованным авто. Наиболее часто встречается такой вид ДТП в городе. Столкновение может возникать даже с неподвижным транспортом. Поэтому оно может быть встречным, боковым или попутным.
  • Опрокидывание. Оно предполагает опрокидывание одного или нескольких автомобилей в результате ДТП на трассе или на другой дороге. Обычно такая ситуация возникает за счет слишком сильного удара, плохих погодных условий или из-за технических неисправностей в машине.
  • Наезд на препятствие. В качестве препятствия выступает неподвижный предмет, например, дерево, ограждение или камень. В результате такого действия могут наноситься повреждения автомобилю или пассажирам.
  • Наезд на пешехода. Такое происшествие заключается в том, что движущийся автомобиль наезжает на человека, располагающегося на проезжей части или на обочине. Гражданин может при этом двигаться на велосипеде.
  • Падение пассажира. Это ДТП представлено происшествием, в результате которого человек, находящийся в машине, по разным причинам падает из машины. Обычно это происходит из-за резкого торможения, изменения направления движения или столкновения с другими объектами на дороге.

Инспекторы ГИБДД обязательно на месте происшествия устанавливают конкретный вид аварии.

Таблица 1.5. Основные показатели аварийности вне населенных пунктов (2002 год)

Таблица 1.3

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть

Места совершения ДТП

кол-во

% от общего кол-ва ДТП в городах и н.п.

чел.

% от общего числа погиб-
ших в городах и н.п.

чел.

% от общего числа ране-
ных в городах и н.п.

последс-
твий ДТП

В городах и населенных пунктах (всего),

131653

100,0

16344

100,0

147084

100,0

10,0

в том числе:

в столицах республик, краевых, областных центрах

64271

48,8

6639

40,6

71204

48,4

8,8

в городах республиканского, краевого, областного подчинения

27742

21,1

3091

18,9

31291

21,3

8,9

в городах районного подчинения

16872

12,8

2338

14,3

18829

12,8

11,1

в иных нас. пунктах

22768

17,3

4276

26,2

25760

17,5

14,2

Около половины (48,8%) всех происшествий, имевших место в городах и населенных пунктах, происходит на улично-дорожной сети столиц республик, краевых и областных центров Российской Федерации. Остается сложной обстановка с аварийностью в городах с населением более миллиона человек. Рост количества ДТП произошел практически во всех мегаполисах, из них наиболее существенный - в гг.Казань, Москва, Н.Новгород и С.-Петербург (табл.1.4).

Таблица 1.5

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть

Места совершения ДТП

кол-во

% от общего кол-ва ДТП на автодо-
рогах

чел.

% от общего числа погиб-
ших на автодо-
рогах

чел.

% от общего числа ране-
ных на автодо-
рогах

послед-
ствий ДТП

На автодорогах всего,

52123

100,0

16732

100,0

68002

100,0

19,8

в том числе на:

федеральных

16888

32,4

6278

37,5

22224

32,7

22,0

территориальных

26139

50,1

7983

47,7

34146

50,2

18,9

ведомственных

2536

4,9

684

4,1

3238

4,8

17,4

частных

76

0,2

21

0,1

106

0,2

16,5

иных

6484

12,4

1766

10,6

8288

12,2

17,6

В других местах

589

167

592

22,0

На участках автодорог, проходящих через города и населенные пункты, произошло 16645 (-4,8%) ДТП, что составляет почти четверть (24,2%) от общего количества происшествий на автодорогах, 12,6% от общего количества ДТП в городах и населенных пунктах или 9,0% всех ДТП, зарегистрированных на территории России.

Число погибших и раненых составило соответственно 3260 (-4,1%) и 19154 (-1,2%) человека. Остается значительной тяжесть последствий таких ДТП (15), она в полтора раза выше, чем в черте городов и населенных пунктов.Средняя тяжесть последствий ДТП на федеральных дорогах вне городов и населенных пунктов в 2002 году составила 22 погибших на 100 пострадавших (табл.1.6).

По каким причинам возникают происшествия?

Ежегодное распределение количества ДТП и числа пострадавших в них людей по причинам их возникновения практически остается неизменным. Основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения.

Существенное влияние на уровень аварийности оказывают неудовлетворительные дорожные условия. Доля технических неисправностей транспортных средств, по данным статистики, традиционно мала и не превышает 3% (рис 1.1).В 2002 году свыше трех четвертей (76,5%) всех ДТП или 141053 ( 14,7%) происшествия связаны с нарушениями правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств.

Рис.1.1

Около трети (30,8%) всех происшествий по вине водителей связаны с неправильным выбором ими скорости движения (несоответствие скорости движения конкретным дорожным условиям). Каждый шестой водитель (17,8%), совершивший ДТП, находился за рулем транспортного средства, не имея права на управление. При выезде на полосу встречного движения произошло 15,3% ДТП. С мест совершения 27,7 тыс. ДТП водители скрылись.

Рис.1.2

Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Из-за нарушений ими правил дорожного движения в 2002 году зарегистрировано 114368 ( 15,9%) ДТП. Удельный вес этих происшествий составил 62,0% от всех ДТП или 81,1% от происшествий по вине водителей.

Практически каждое десятое ДТП (9,8%) совершено водителями транспортных средств юридических лиц. В прошедшем году наметилась тенденция роста количества таких происшествий ( 2,8%). Две трети (67,6%) всех происшествий из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств совершено водителями легковых автомобилей (рис.1.2).

Ухудшилось положение с обеспечением безопасности пассажирских перевозок. В 2002 году увеличилось количество ДТП ( 11,8%) и число раненых ( 17,6%) по вине водителей автобусов. Этот тип транспортных средств является наиболее аварийным - в среднем на каждые 10 тыс. автобусов в 2002 году пришлось 54 ДТП из-за нарушений ПДД их водителями.

Для легковых автомобилей значение данного показателя равно 42, для грузовых автомобилей - 24, а для мототранспортных средств - 33.Из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами произошла четвертая часть (28,3%) всех ДТП. Из 100 пострадавших в этих ДТП 16 человек получили смертельные травмы. Каждый пятый (20,6%) пешеход-нарушитель находился в состоянии опьянения.

В течение 2002 года количество происшествий, связанных с недостатками в состоянии и содержании улично-дорожной сети (неудовлетворительными дорожными условиями - НДУ), увеличилось на 6,5%, Тяжесть последствий таких ДТП была несколько выше среднего по стране значения и составила 14 погибших на 100 пострадавших.

Наиболее часто регистрировались такие виды НДУ, как низкие сцепные качества покрытия (33,7%) и отсутствие горизонтальной дорожной разметки (17,8%). В общей сложности отсутствие, неправильное применение и другие недостатки технических средств организации дорожного движения были сопутствующей причиной 28,3% происшествий.

Предлагаем ознакомиться  Возмещение вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе

экспертиза ДТП

Причины ДТП являются многочисленными, но наиболее часто они возникают из-за невнимательности, халатности или неграмотности водителей. Некоторые владельцы автомобилей вовсе не знают основные положения ПДД, поэтому регулярно нарушают данные правила, что часто приводит к ДТП.

Нередко после происшествия не получается определить, в чем основания причина происшествия. При таких условиях судом назначается экспертиза ДТП, заключающаяся в комплексном изучении всех обстоятельств аварии.

К основным причинам, по которым возникают аварии, относится:

  • водители нарушают ПДД;
  • автовладельцы обладают недостаточным опытом и квалификацией, чтобы оперативно среагировать на какую-либо аварийную ситуацию;
  • имеется какая-либо техническая неисправность в машине;
  • неправильно расположен груз;
  • плохо закреплен груз на автомобиле;
  • участники дорожного движения ведут себя неправильно, причем сюда относятся не только автовладельцы, но и пешеходы или велосипедисты;
  • дорожные условия являются неудовлетворительными, поэтому не могут оптимально водители реагировать на большое количество снега или сильный ливень.

По статистике наиболее часто аварии возникают из-за неправильной реакции водителей на те или иные обстоятельства. Дополнительно нередко пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или на запрещенный цвет светофора.

Таблица 1.4. Основные показатели аварийности в крупных городах (2002 год)

Таблица 1.4

Города

ДТП

Среднее число

Тяжесть

кол-во

±% к АППГ

погибших на 100 тыс. жителей

последствий ДТП

Москва

9284

10,3

15,2

11,3

С.-Петербург

6886

19,9

14,7

8,3

Екатеринбург

2283

5,4

18,6

8,6

Омск

2037

2,8

12,4

5,8

Челябинск

1697

2,0

11,2

5,9

Казань

1683

11,5

12,9

7,1

Новосибирск

1618

0,4

11,4

8,3

Н.Новгород

1442

25,6

11,1

8,4

Пермь

1300

-5,3

12,0

7,6

Самара

1231

-1,2

14,6

11,7

Уфа

1061

-9,8

9,7

8,3

Ростов-на-Дону

631

-6,8

11,1

15,2

На автомобильных дорогах ежегодно регистрируется свыше четверти всех ДТП. В минувшем году здесь произошло 52123 ( 14,1%) ДТП, в которых погибли 16732 ( 9,6%) и получили ранения 68002 ( 17,6%) человека. Удельный вес таких происшествий составил 28,3% от общего количества по стране. Характерной особенностью ДТП на автомобильных дорогах является высокая тяжесть последствий (табл.1.5).

Статистика аварийности на дорогах и простые советы, как не попасть в беду

Таблица 1.6

Дороги

ДТП

Тяжесть

кол-во

± % к АППГ

на 100 км протяжен-
ности

последствий ДТП

Все федеральные дороги

в том числе

16888

15,8

37,2

22,0

"Дон"

1431

11,3

80,0

21,5

"Волга"

1419

30,5

74,6

25,2

"Урал"

1323

0,3

45,1

19,7

"Байкал"

856

10,7

18,6

23,6

"Кавказ"

658

6,0

52,5

22,2

"Холмогоры"

628

40,8

48,8

22,3

"Каспий"

413

-1,0

23,3

24,4

"Кола"

332

2,5

24,1

16,8

"Енисей"

135

-2,9

12,8

21,5

"Лена"

54

-6,9

4,7

14,4

протокол ДТП

В среднем на каждых 100 км протяженности федеральных дорог в течение года зарегистрировано 37 ДТП (2001 год - 32). Значительно чаще совершались происшествия на автодорогах "Дон", "Волга", "Кавказ", "Холмогоры" и "Урал". Для сравнения в среднем по стране на каждых 100 км протяженности всей улично-дорожной сети произошло 10 ДТП.

В 2002 году, как и в предшествующие годы, самым распространенным видом ДТП был наезд на пешехода (удельный вес таких ДТП - 46,0%). Средняя тяжесть последствий наездов на пешеходов (15 погибших из 100 пострадавших) выше, чем ДТП других видов.Столкновения транспортных средств составили четвертую часть (27,0%) всех ДТП. Опрокидыванием завершились 13,2% всех происшествий, тяжесть их последствий - 14 погибших на 100 пострадавших (табл.1.7).

Таблица 1.11

________________

Таблица 1.12

Таблица 1.13

Рис.4.2

За последнее время, во многом благодаря принимаемым властями мерам, смертность в ДТП в России понемногу сокращается.

место дтп

Однако всего за 2016 г. произошло 90 тысяч автомобильных аварий, так что статистика происшествий на дорогах все еще остается в угрожающих пределах, а снижение числа ДТП является задачей государственной важности.

Для того чтобы максимально обезопасить себя от происшествий, следует иметь в виду следующее:

  • водители должны сбавлять скорость, приближаясь к пешеходным переходам, проезжая возле школ и в жилой зоне;
  • также стоит притормозить, когда машины в соседних рядах снижают скорость движения, даже если дорожная обстановка на первых взгляд этого не требует;
  • необходимо вовремя менять покрышки на колесах, согласно погодным условиям;
  • дистанция между автомобилями должна быть не менее расстояния, которое машина проедет за 2 секунды (в хорошую погоду) и за 5 секунд (в тяжелых погодных условиях);
  • не стоит во время движения отвлекаться от управления машиной на разговоры по мобильному, курение, беседы с пассажирами и прочие раздражители;
  • во избежание различных неприятностей рекомендуется устанавливать в салоне видеорегистратор.

Аварии на транспорте встречаются сплошь и рядом.

К сожалению, Россия в этом печальном рейтинге занимает одно из лидирующих мест.

Поэтому всем автовладельцам стоит быть внимательными на дорогах, чтобы не пополнять статистику автокатастроф.

Позвоните по телефону 7 (499) 703-42-46 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!

Какие действия совершаются владельцем авто после ДТП?

Таблица 1.13

Рис.2.1

Наиболее распространенными среди легковых автомобилей являются автомобили Волжского автомобильного завода. Их численность составила свыше 11 млн. единиц, или 50,6% от общего парка легковых автомобилей. Из отечественных моделей в 2002 году значительно увеличилось количество автомобилей ВАЗ-2110 и его модификаций (почти в 1,5 раза), а также автомобилей "Ока" ВАЗ-1111 (на 25,8%).

ДТП на трассе

Из всего парка легковых автомобилей пятую часть (22,2%, или 5 млн. единиц) составили иномарки. Только за 2002 год их количество увеличилось на 9,1%, при этом число автомобилей с правым расположением руля возросло в 1,2 раза. Каждая пятая легковая иномарка (1,1 млн.ед., или 21,2%) имеет правостороннее расположение рулевого управления.

Характерной особенностью динамики численности автотранспортных средств иностранного производства является опережение темпов роста парка легковых автомобилей. Так, за последние два года количество иномарок грузовых автомобилей увеличилось на 3,9%, автобусов сократилось на 5,4%, а легковых увеличилось на 12,5%.

При сокращении (за 2002 год на 6,0%) численности автомобилей марки "Москвич" их количество остается довольно значительным (на начало 2003 года - более 2,5 млн. единиц).Следует отметить, что за последние два года парк легковых автомобилей заметно "постарел". В частности, удельный вес количества автомобилей со сроком эксплуатации свыше 10 лет возрос с 47,2% (2000 год) до 49,6% (2002 год), а автомобилей со сроками эксплуатации до 5 лет и от 5 до 10 лет сократился - с 20,6% до 19,5% и с 32,2% до 30,9% соответственно.

Парк грузовых автомобилей на конец 2002 года насчитывал свыше 4,6 млн. единиц. Его удельный вес в общей численности автомотопарка практически не изменился: в 2000 году - 13,9%, а в 2002 году - 14,0%. Практически треть (34,5%) грузового парка страны составили автомобили "ГАЗ", при этом более половины (51,7%) из них - устаревшие модели" ГАЗ-52", "ГАЗ-53" и "ГАЗ-66".

Седьмую часть (13,6%) парка грузовых автомобилей составили автомобили марки "ЗИЛ". За прошедший год их количество сократилось (на 6,9%), в основном за счет прекращения эксплуатации устаревшей модели "ЗИЛ-130" (-12,4%). Следующую по численности группу (13,3%) составляет семейство автомобилей марки "КамАЗ".

Каждый десятый (10,7%) грузовой автомобиль - иностранного производства. Общее их количество достигло почти 500 тыс. единиц. Если в целом за последние два года количество грузовых иномарок увеличилось (на 3,9%), то за 2002 год их численность несколько сократилась (на 1,6%). С правосторонним расположением руля эксплуатируется 60,4 тыс.

грузовых автомобилей (12,2% от грузовых иномарок), при этом за последний год их количество увеличилось на 2,2%.Более половины грузовых транспортных средств эксплуатируются свыше 10 лет. Их доля в грузовом автопарке за последние два года значительно увеличилась (с 50,8% в 2000 году до 56,3% в 2002 году).

Самая малочисленная группа автомобильного парка страны - автобусы. В минувшем году их численность составила 703,2 тыс. единиц, из которых каждый четвертый (26,8%) - иностранного производства. Численность автобусов-иномарок в 2002 году сократилась на 3,9%. Вместе с тем количество иномарок с правым рулем увеличилось на 12,9%.

Третью часть (36,5%) автобусов иностранного производства составляют марки "Икарус" и "ЛАЗ". Из отечественных автобусов наиболее распространены "ПАЗ" (14,0% от общей численности автобусов), "КАВЗ" (12,7%) и "УАЗ" (11,3%).С точки зрения сроков эксплуатации автобусного парка в последние годы заметно проявляется тенденция "расслоения", т.е.

возрастает количество автобусов со сроками службы до 5 лет и свыше 10 лет. Если в 2000 году доля автобусов со сроком эксплуатации до 5 лет составляла 19,3%, то в минувшем году она увеличилась до 22,6%. При этом количество таких автобусов за данный период возросло на 28,8%. Численность автобусов выпуска до 1993 года увеличилась на 15,3%, а их удельный вес вырос с 43,2% (2000 год) до 45,3% (2002 год).

В минувшем году продолжилась многолетняя тенденция сокращения количества мототранспортных средств. Так, в 2000 году их удельный вес составлял 19,6%, в прошедшем году он снизился до 15,7%. На конец 2002 года парк мототранспорта насчитывал немногим менее 5,2 млн. единиц (-9,6%). Мотопарк является самым "старым" из всего парка транспортных средств страны.

Три четверти (75,6%) эксплуатируемых мототранспортных средств имеют сроки эксплуатации свыше 10 лет.Процессы, происходящие в экономике страны, находят свое отражение в структурных преобразованиях автомобильного хозяйства. Из состава крупных и средних организаций выделяются малые, формируется совокупность индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на автоперевозках.

60,1% организаций имеют от 1 до 9 автомобилей, 23,1% - от 10 до 24,10,8% - от 25 до 49 и лишь 6% организаций имеют 50 и более автомобилей.Сократилось с 3,5 тыс. (на начало 2001 года) до 3,4 тыс. (на начало 2002 года) количество крупных и средних автопредприятий и организаций. Число автомобилей в них составило 301,5 тыс.

, из которых 122,9 тыс. - грузовые. Специализированные автопредприятия чаще располагают большим парком автомобилей. Менее 10 автомобилей имеют только 8,1% организаций автомобильного транспорта, от 10 до 24 автомобилей - 14,7%, от 25 до 49 - 21,9%, от 50 до 99 - 28,3%, 100 автомобилей и более - 27,0% организаций.

На рынке транспортных услуг в настоящее время действуют также 167 тыс. индивидуальных предпринимателей (физических лиц), получивших лицензии на перевозки грузов автомобильным транспортом. В их собственности находится более 159 тыс. грузовых автомобилей (без учета арендованных).В условиях оживления деятельности реального сектора экономики в 2002 году грузовым автомобильным парком всех отраслей экономики перевезено 6,3 млрд.

тонн грузов, что на 3,6% больше уровня прошлого года, а грузооборот составил 167,2 млрд. т-км ( 4,6%). По сравнению с 2000 годом эти показатели увеличились соответственно на 8,0% и 9,5%.В объеме перевозок грузов автомобильный транспорт занимает лидирующее положение. На долю автомобильного транспорта всех отраслей экономики приходится три четверти грузов, перевезенных всеми видами транспорта.

Из общего объема перевозок грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе выполняется только 20,7%, остальные грузы перевозятся предприятиями и организациями для собственных нужд.Объем перевозок грузов, выполненный индивидуальными предпринимателями - владельцами грузовых автомобилей, в 2002 году составил 39,5 млн.

тонн и увеличился по сравнению с 2000 года на 19,3%.Наиболее распространенным видом пассажирского транспорта являются автобусы. Автобусами общего пользования выполняется почти половина общего объема (48,7%) перевозок пассажиров всеми видами транспорта во всех сообщениях и почти треть (32,0%) пассажирооборота.

В 2002 году автобусами общего пользования перевезено 19,6 млрд. человек, что на 11,0% меньше, чем в 2000 году. Такое сокращение объема перевозок восполняется за счет допуска к работе на маршрутах общего пользования автобусов, находящихся в собственности физических лиц. В минувшем году ими было перевезено около 2 млрд.

пассажиров, что в 2,4 раза больше, чем в 2000 году.В 2002 году автобусным транспортом предприятий, работающих на коммерческой основе с учетом привлеченного транспорта перевезено 21,6 млрд. пассажиров (-2,7% к 2001 году). Пассажирооборот с учетом привлеченного транспорта составил 167,3 млрд. пас. км (-1,1%).

Продолжается рост объема международных пассажирских перевозок. В 2002 году в международном сообщении автобусами было перевезено 9,96 млн. пассажиров, что на 12,5% больше, чем в 2001 году (в 2000 году - 6,9 млн.). Количество действующих международных регулярных автобусных маршрутов достигло 486 (в 2000 году - 440).

В последние годы происходит сокращение парка электротранспорта. На конец 2002 года насчитывалось 11,3 тыс. трамвайных вагонов и 11,9 тыс. троллейбусов, что соответственно на 6,3% и 2,0% меньше, чем на конец 2000 года. Заметна тенденция старения парка: если в 1995 году находились в эксплуатации более 10 лет 13% троллейбусов, то в настоящее время - 58,2%.

В 1995 году практически половина (47,0%) трамваев имела сроки эксплуатации свыше 10 лет, в том числе более 20 лет - 4,5%, а к настоящему времени их численность достигла 84,5% и 18,9% соответственно.Протяженность эксплутационных трамвайных путей по сравнению с 2000 годом изменилась незначительно и составила на конец 2002 года 2,9 тыс.

Рис.4.1

Относительные показатели аварийности для автобусов значительно выше, чем соответствующие показатели на других типах транспортных средств (рис.4.2).Результаты проверок, организованных совместно отделениями Ространсинспекции и подразделениями Госавтоинспекции, свидетельствуют о существенных недостатках в обеспечении безопасности пассажирских перевозок.

Так, в ходе проведения Всероссийской операции "Автобус" у каждого второго из почти 24 тыс. проверенных владельцев автобусов выявлены нарушения установленных требований в сфере безопасности дорожного движения, в том числе допуск водителей к работе на маршруте без проведения предрейсового медосмотра, выпуск автобусов без технических осмотров перед выездом, несоблюдение периодичности технического обслуживания, несоблюдение режима труда и отдыха, допуск водителей к управлению без проведения стажировки.

Рис.4.3

автобусный парк физических лиц

автобусный парк юридических лиц

Каждое второе ДТП, связанное с нарушениями ПДД водителями автобусов, совершается водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Особенно высок риск совершения ДТП при осуществлении ими маршрутных перевозок. На маршрутной сети многих городов наблюдается переизбыток автобусов малой вместимости, принадлежащих физическим лицам (так называемых "маршруток"), зачастую работающих с нарушениями правил безопасности.

Предлагаем ознакомиться  Основания для сокращения штата работников в 2020 году по ТК РФ

Факторами, способствующими росту основных показателей аварийности на транспорте физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров, наряду с уже указанными, являются: незнание или сознательное нарушение этой категорией перевозчиков требований нормативных актов в сфере функционирования автомобильного транспорта.

Одним из путей решения проблемы обеспечения безопасности движения при эксплуатации автобусов, принадлежащих физическим лицам, осуществляющим коммерческие перевозки пассажиров, является инициирование их объединения, позволяющего за счет концентрации усилий и средств создавать необходимые условия для соблюдения установленных требований безопасности.

Минтранс России в настоящее время активно проводит эту работу в ряде регионов.Вопросы обеспечения безопасности перевозок пассажиров тесно взаимоувязаны с организацией перевозок: системой допуска перевозчиков к выполнению регулярных рейсов, формирования маршрутной сети, контроля и диспетчерского управления и т.д.

Все это находится в компетенции местных органов власти. Однако соответствующие акты приняты пока только в четверти всех субъектов Федерации.В последние годы широко применяется конкурсная система отбора субъектов малого предпринимательства для осуществления маршрутных пассажирских перевозок. Целью организации конкурсов является выявление способности и готовности предпринимателей выполнять, с обязательным учетом требований безопасности, регулярные перевозки пассажиров автобусами на городских, пригородных и междугородных маршрутах в качестве общественного транспорта.

В рамках подпрограммы "Реформирование городского пассажирского транспорта" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов предусматривается дельнейшее развитие этой системы.Одним из направлений повышения безопасности пассажирских перевозок является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, основанных на использовании современных автоматизированных информационных и геоинформационных систем, систем радионавигации и сетей связи.

Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?

Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.

Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.

Таблица 1.8. Число пострадавших в ДТП (1998-2002 годы)

Таблица 1.8

Годы

Число пострадавших

чел.

± % к АППГ

в расчете на 100 ДТП

1998

212867

3,5

132,8

1999

211841

-0,5

132,6

2000

208995

-1,3

132,6

2001

218706

4,6

133,0

2002

248921

13,8

135,0

Более трети пострадавших (36,4%) в ДТП - это пешеходы (рис.1.3). Всего в течение года пострадал 90691 пешеход, в том числе погибли 13939 ( 1,9%) и ранены 76752 ( 7,0%) человека, что составило соответственно 41,9% и 35,6% от числа всех погибших и раненых в ДТП людей. Травмы, полученные пешеходами в ДТП, характеризовались тяжкими последствиями (15 погибших из 100 пострадавших).

Рис.1.3

Около четверти (28,6%) пострадавших участников дорожного движения - это водители транспортных средств: 9753 ( 12,5%) погибших и 61381 ( 19,8%) раненый. Травмы, полученные водителями, имели менее тяжкие последствия (из каждых 100 пострадавших 14 человек погибли). Самой низкой тяжестью последствий (11) характеризовался травматизм пассажиров.

Всего в 2002 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 8749 ( 11,7%) и ранены 72996 ( 20,7%) пассажиров.Наибольшее число погибших в ДТП составили люди в возрасте от 40 до 60 лет, а среди раненых - от 16 до 26 лет (табл.1.9). Самое высокое число смертельных травм в расчете на 100 пострадавших было у людей 60 лет и старше (18 погибших на 100 пострадавших), а самое низкое (5) - у детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Таблица 1.9

________________

Таблица 1.10

Возраст

ДТП

Пострадало

(лет)

кол-во

± % к АППГ

чел.

± % к АППГ

уд. вес (%)

До 7 лет

4371

6,3

4541

7,6

18,2

7-14 лет

13126

2,4

13691

2,9

55,0

14-16 лет

6187

22,9

6669

24,3

26,8

Более половины (55,0%) числа пострадавших детей составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет (683 погибло и 13008 ранено). Наиболее тяжкие травмы в ДТП имели дети (до 7 лет): из 100 пострадавших - 9 получили смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп намного ниже - 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 - для подростков от 14 до 16 лет.

Рост количества транспортных средств обусловил увеличение интенсивности движения на пересечениях автомобильных и железных дорог (переездах). Безопасность движения на переездах зависит в первую очередь от уровня их технического оснащения, обустройства, дисциплинированности водителей транспортных средств.

Дорожно-транспортные происшествия в этих местах характеризуются высокой тяжестью последствий. В 2002 году она составила 23 погибших на 100 пострадавших. В течение года в зоне переездов зарегистрировано 448 ДТП, в которых погибло 167 и ранено 553 человека. Причем по сравнению с предшествующим годом количество происшествий и число раненых в них людей возросло на 9,0 и 9,9% соответственно, а число погибших уменьшилось на 1,8%.

На переездах, находящихся в ведении МПС России, в 2002 году произошло 316 ( 1,3%) ДТП, в которых погиб 121 (-8,3%) и ранено 217 ( 1,9%) человек. По сравнению с прошлым годом количество ДТП возросло на переездах Октябрьской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Куйбышевской и Дальневосточной железных дорог.

Ни одного происшествия не было зарегистрировано в местах пересечения автомобильных и железных дорог в регионах Калининградской и Сахалинской железных дорог.В среднем на 100 переездов пришлось 2,5 ДТП. Выше значение этого показателя на Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Свердловской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.

Число пострадавших в ДТП людей увеличилось в регионах Октябрьской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Снижение аналогичного показателя отмечено на Московской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Сахалинской железных дорогах.

Если в целом по сети железных дорог МПС в расчете на 100 переездов пострадал один человек, то в регионах Забайкальской, Куйбышевской железных дорог значение этого показателя составило четыре и три соответственно.Тяжесть последствий ДТП на переездах МПС значительно выше аналогичного показателя для всех переездов и в 2002 году составила 36 погибших в расчете на 100 пострадавших.

Самой высокой тяжестью последствий характеризовались ДТП в регионах Красноярской (все пострадавшие погибли), Приволжской (90 погибших на 100 пострадавших), Восточно-Сибирской (83), Забайкальской (63), Дальневосточной (48) и Юго-Восточной (45) железных дорог.В 2002 году наивысший уровень аварийности на переездах зарегистрирован в первом квартале (30,1%) с пиком в январе.

Четвертая часть (25,2%) всех происшествий совершена в период с июля по сентябрь включительно. Минимальную долю (20,2%) составили ДТП, происшедшие во втором квартале.Наиболее "аварийными" днями недели были среда, суббота и пятница.В 2002 году, как и в прошедшие годы, наибольшее количество ДТП (26,9%) пришлось на период с 12 до 16 часов, а наименьшее (7,8%) - от 0 до 4 часов.

Подавляющее количество (87,3%) происшествий совершено водителями при ясной погоде и хороших условиях видимости как красных сигналов переездных светофоров, так и приближающихся к переездам поездов, а в условиях тумана, осадков в виде дождя и снега - 11,3%. Практически все (98,5%) ДТП произошли на переездах при исправно действующей автоматической светофорной сигнализации.

Большая часть (82,5%) всех происшествий совершена на переездах, не обслуживаемых дежурными. По сравнению с 2001 годом их количество уменьшилось на 3,0%. Тем не менее в регионах Октябрьской, Северо-Кавказской, Свердловской, Западно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог отмечен рост количества происшествий.

В 2002 году на переездах, обслуживаемых дежурными, было совершено 57 ДТП ( 26,7%), при этом четвертая часть из них произошла на Куйбышевской, а седьмая - на Северной железных дорогах.Около половины (44,2%) всех происшествий составили столкновения автомо-тотранспорта с грузовыми поездами, 42,4% - пассажирскими поездами и 9,8% - одиночными локомотивами.

На переездах в регионах Куйбышевской (2 ДТП) и Западно-Сибирской (1) железных дорог совершены столкновения автобусов с поездами. Из-за столкновений подвижного состава с легковыми автомобилями произошло 193 ДТП, грузовыми - 59. По сравнению с 2001 годом количество таких происшествий увеличилось на 9,0% и 11,3% соответственно.

На Куйбышевской, Южно-Уральской и Сахалинской железных дорогах зарегистрированы столкновения поездов с транспортными средствами, водители которых пытались пересечь железнодорожные пути вне переездов.Всего в течение года было разбито 290 ед. транспортных средств, в том числе 193 легковых автомобиля и 59 грузовых автомобилей.

Повреждено 108 секций локомотивов, 10 вагонов. Суммарный перерыв в движении поездов составил 200 часов.Более половины (53,2%) всех ДТП произошли на пересечениях железных дорог с дорогами местного значения, каждое пятое (20,7%) - с федеральными дорогами, четвертая часть (25,6%) - на переездах, расположенных на территории городов и населенных пунктов.

Основное количество ДТП (98,5%) произошло из-за нарушений правил дорожного движения водителями. Проезд на запрещающий сигнал переездных светофоров послужил причиной 79,8% всех ДТП, каждое шестое происшествие связано с объездом водителем транспортного средства закрытого шлагбаума.Максимальное количество ДТП (43,5%) совершено водителями в возрасте от 30 до 40 лет.

Каждое четвертое ДТП (19,6%) произошло по вине водителей в возрасте от 20 до 30 лет. Нарушения правил дорожного движения молодыми водителями до 20 лет послужили причиной 7,4% всех ДТП.Три четверти всех ДТП (74,7%) произошли по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, причем количество таких происшествий имеет тенденцию к увеличению.

Так, по сравнению с 2001 годом рост ДТП по вине данной категории участников дорожного движения составил 8,8%, а удельный вес увеличился на 5,1%. Неудовлетворительное положение с аварийностью в значительной степени является следствие массового нарушения водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов.

При сравнительном анализе показателей аварийности необходимо учитывать существующие различия в системах регистрации и учета дорожно-транспортных происшествий, и в частности, применяемом в статистике определении "погибшего" в ДТП*.

________________

* Во многих странам погибшим в ДТП считается лицо, погибшее на месте происшествия или умершее от его следствий в течение последующих 30 дней. В то же время в соответствии с национальными системами учета ДТП этот временной интервал в Китае и Латвии составляет 7 дней, в Греции - 3 дня, в Испании и Японии - 1 день.

В Португалии погибшими в дорожно-транспортных происшествиях считаются лица, смерть которых наступила на месте происшествия, во время перевозки в лечебное учреждение или немедленно после перевозки, а лица, смерть которых наступила позднее, учитываются как раненые. В Российской Федерации действует "7-дневное" определение погибшего в ДТП.

В последние годы во многих европейских странах отмечено улучшение положения дел с обеспечением безопасности дорожного движения. Сокращение числа погибших на дорогах является общей тенденцией в экономически развитых странах. Основные показатели, используемые при оценке состояния безопасности дорожного движения, приведены в табл.1.11.

В целом состояние аварийности как в России, так и за рубежом во многом определяется уровнем автомобилизации. В экономически развитых странах количество транспортных средств в расчете на 1 тыс. жителей (ТС/1000 чел.) уже к началу 90-х годов прошедшего века превышало 400 единиц. По данным Европейской конференции министров транспорта, свыше 500 единиц транспортных средств приходилось на каждую тысячу жителей в США (757 ед.

), Португалии (642), Италии (612), Франции (548), Японии (547) и Германии (540).В Российской Федерации по состоянию на начало 2003 года насчитывалось 223 транспортных средства на 1000 жителей (из них легковых автомобилей - 148), что в 2-3 раза меньше, чем в экономически развитых странах Европы, Северной Америки и Азии, а также в 1,2-1,5 раза ниже, чем в Болгарии, Венгрии и Польше.

Какие подготавливаются документы?

Инспектор ГИБДД обязан подготовить многочисленную документацию, копии которой передаются участникам аварии. К этим документам относится:

  • протокол осмотра места аварии, где указываются все факты ДТП, место и время происшествия, а также описываются участники аварии, погодные условия и состояние дорожного покрытия;
  • схема происшествия, для чего предварительно проводятся соответствующие измерения подходящим оборудованием, что позволяет установить положение машин до столкновения, места удара, а также другие важные особенности;
  • протокол осмотра машин, включающий описание всех видимых повреждений, полученных в результате ДТП;
  • если имеются признаки того, что водитель находится в состоянии опьянения, то проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого формируется соответствующий акт;
  • письменные объяснения участников аварии и выявленных свидетелей;
  • справка о ДТП.

Все документы могут изучаться участниками происшествия, причем они могут выразить несогласие с разными сведениями, указанными в бумагах.

Что делать при наличии разногласий?

Полный перечень дефектов, при наличии которого запрещено выезжать на автомобиле, указан в правилах:

  • прежде всего, это неисправные тормоза;
  • превышающий допустимые пределы люфт руля;
  • неработающее звуковое и световое оборудование (немигающие фары, постоянно срабатывающая сигнализация и так далее);
  • проблемы с ходовой частью.

Поломки очень часто случаются неожиданно. Однако в большинстве случаев обусловленные данным фактором аварии происходят из-за беспечности водителей.

Причины и условия возникновения дтп

Невнимательность и беспечность за рулем — причина ДТП.

Так что обязательно нужно проходить своевременный техосмотр, а перед выездом проверять хотя бы элементарные вещи: состояние колес, работоспособность фар и т.д.

Нередко отсутствуют доказательства виновности какого-либо участника аварии, поэтому для установления вины приходится обращаться в суд. Суд может назначаться экспертизу ДТП, которая призвана всесторонне оценить обстоятельства аварии.

Для этого изучается непосредственное место происшествия, проверяются автомобили, а также анализируются документы, составленные работниками ГИБДД сразу после ДТП. По результатам экспертизы выносится решение суда.

На основании решения суда привлекается виновник аварии к ответственности в зависимости от тяжести нанесенного урона имуществу или здоровью и жизни людей. Если отсутствует необходимость в судебном разбирательстве, то штраф накладывается работниками ГИБДД.

Заключение

ДТП является неприятным событием для каждого автовладельца. Оно представлено в разных видах, а также происходит авария по разным причинам. Всегда имеются негативные последствия такого происшествия, поэтому водители должны ответственно подходить к своим обязанностям.

Автовладельцы должны разбираться в том, как они должны поступать после аварии, а также в том, как правильно оформляется происшествие. При определенных условиях может составляться даже обоими участниками аварии европротокол.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector