Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовые документы
Назад

Обоснование необходимости установления публичного сервитута

Опубликовано: 15.06.2020
Время на чтение: 7 мин
0
4

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2

(ЗК РФ). В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).
Важно!

 На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (

ст. 274

277

), а также

гл. 5.3 ЗК РФ

.

Порядок оформления ПС в целях строительства линейных объектов

В соответствии с п. 4

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.
Предлагаем ознакомиться  Образец заявления об установлении факта принятия наследства

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

Общий порядок установления публичного сервитута в отношении линейных объектов подробно раскрыт в главе 5.7 ЗК РФ.

Так, вся эта процедура включается в себя следующие действия:

  1. Вначале заинтересованное лицо должно подготовить письменное ходатайство в адрес уполномоченного органа, в лице которого зачастую выступает администрация города, региона. Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
  2. Затем собираются дополнительные документы, которые выступают в качестве приложений к ходатайству. Сюда относится (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ):
    • подготовленные должным образом сведения о границах публичного сервитута;
    • соглашение, заключенное между заявителем и владельцем линейного объекта, по которому планируется проведение реконструкции;
    • документы, подтверждающие наличие права на инженерные сооружения, по которым планируется проведение реконструкции или их эксплуатация (если такое право не зарегистрировано);
    • доверенность официального представителя заявителя.
  3. Полный пакет бумаг направляется в адрес уполномоченного органа. В п. 8 ст. 39.41 ЗК РФ предусмотрены следующие варианты доставки документов к адресату:
    • путем личного визита;
    • через почту заказным письмом;
    • в электронном виде по интернету.
  4. Ходатайство и прилагаемые к нему документы проходят проверку. При отсутствии оснований для отказа в его принятии сотрудник уполномоченного органа до истечения 7 дней направляет в Росреестр запрос о владельцах участка, а также уведомляет их о возможном установлении публичного сервитута.
  5. До истечения 45 дней с момента поступления заявления принимается решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в этом заявителю.В течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения уполномоченный орган обязан предпринять следующие действия (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ):
    • разместить копию распоряжения на своем официальном сайте;
    • опубликовать решение по месту нахождения участка, на который было оформлено ограничение;
    • выслать копию документа в адрес владельца, в Росреестр, а также обладателю права ограниченного пользования землей.
  6. Затем между обеими сторонами (заявителем и собственником участка) заключается соглашение об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. Порядок подготовки такого документа прописан в ст. 39.47 ЗК РФ
  7. Завершающим этапом процедуры является внесение платы обладателем сервитута за полученное права, а также регистрация публичного сервитута в Росреестре.

Может ли ПС быть установлен на частной земле и на каких основаниях?

В п. 4

написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Предлагаем ознакомиться  Заработная плата ее установление и минимальный размер

Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.

Конкретный список возможностей, которые появляются у обладателя публичного сервитута закреплён в ст. 39.50 ЗК РФ. Итак, данное лицо имеет право:

  • Осуществлять доступ к участку в соответствии с установленным в соглашении графиком, возводить, ремонтировать инженерные сооружения и осуществлять другие виды работ.
  • Владеть объектами, размещенными им на обозначенной территории (движимыми и недвижимыми).
  • Требовать от владельца земли соблюдения особо режима ее использования, предусмотренного публичным сервитутом.
  • Если изменилось место расположения инженерного сооружения, то обладатель имеет право уточнить границы сервитута. Однако в этом случае должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 6 ст. 39.50 ЗК РФ.
  • В любой момент расторгнуть соглашение об установлении публичного сервитута (об основаниях для прекращения сервитутов мы рассказываем тут).
  • До окончания периода действия ограничения на землю обратиться в уполномоченный орган за установлением сервитута на новый срок.
Справка! 

Приступить к использованию участка можно после завершения

процедуры регистрации

. При этом, если территория является муниципальной собственностью, то воспользоваться своим правом можно сразу после внесения соответствующей платы.

Какими правами и обязанностями наделяются обладатели сервитутов мы рассказывали в отдельной статье.

В общем виде порядок установления публичного сервитута включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Вначале заинтересованное лицо подготавливает ходатайство и необходимые документы.
  2. Полный пакет бумаг передается уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
  3. Представленные сведения проходят проверку на соответствие действительности.
  4. При необходимости могут быть организованы общественные слушания для совместного принятия решения об установлении такого ограничения на землю.
  5. В случае отсутствия оснований для отказа уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении заявленного земельного участка.
  6. Затем между заявителем и собственником участка заключается соглашение об установлении публичного сервитута.
  7. Далее вносится плата за получение права ограниченного использования.
  8. Завершающим этапом является регистрация ограничения в Росреестре.

Более подробно процедуру установления публичного сервитута мы рассматриваем в отдельном материале.

Ходатайство

Данный документ подготавливается в письменном виде лицом, заинтересованным в установлении публичного сервитута. Ходатайство должно содержать следующие основные сведения (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ):

  • реквизиты заявителя (название, адрес, регистрационные данные и др.);
  • цель установления публичного сервитута;
  • желаемый срок действия ограничения;
  • период времени, в течении которого использовать участок будет невозможно или затруднительно;
  • обоснование необходимости в установлении ограничения;
  • кадастровый номер земли (при наличии);
  • контактные данные заявителя (адрес электронной почты);
  • иные сведения, которые могут включаться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Предлагаем ознакомиться  Порядок и сроки вступления в права наследования

Границы зон действия

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Публичный сервитут может быть оформлен как на весь земельный участок, так и на его отдельную часть (о правилах установления сервитутов на часть земельного участка можете узнать

). При этом конкретные зоны действия подобного ограничения определяются путем осуществления топографо-геодезических процедур. Они обычно производятся за счет заинтересованной стороны. Результаты отражаются в кадастровых документах.

Внимание!

Прежде чем приступить к оформлению публичного сервитута заявителю необходимо удостовериться в том, что было проведено межевание выбранной территории. В противном случае

установить ограничение

можно будет только после определения границ самого земельного участка.

Дополнительно следует отметить, что сведения о зоне действия публичного сервитута в обязательном порядке необходимо будет приложить к ходатайству. Порядок предоставления такой информации подробно отражен в Приказе МЭР РФ от 10.10.2018 года № 541.

О том, как создается схема границ сервитута, узнаете из отдельной статьи.

Сколько заплатят и возместят ли убытки?

В соответствии с п. 1

лицо, обладающее публичным сервитутом, обязано вносить плату за полученное право ограниченного пользования землей.

Размер платежа определяется в следующем порядке:

  • если участок принадлежит государству или муниципалитету, то обладателю сервитута необходимо будет платить по 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год эксплуатации земли;
  • если территория является частной собственностью, то в этом случае сумма платежа рассчитывается на основании ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ».

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Справка! Оплата за сервитут может вноситься в виде единовременного перечисления денег или же путем проведения периодических платежей. В отношении государственных земель используется первый вариант.

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Каким образом и на основании чего формируется размер платы и периодичность платежей за пользование различными сервитутами мы рассказывали здесь.

Как заключается соглашение?

Соглашение об установлении на землю права ограниченного пользования заключается между заинтересованной стороной (обладателем сервитута) и владельцем участка. Данный документ составляется в письменном виде.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Вся процедура заключения соглашения имеет следующий вид:

  1. Вначале обладатель составляет проект договора и подписывает его.
  2. Далее готовый документ направляется заказным письмом (с уведомлением о получении) в адрес собственника территории, в отношении которой установлено обременение. При этом одновременно высылаются: информация о границах сервитута и отчет об оценке (необходим для установления размера платы за сервитут).
  3. После получения проекта соглашения владелец земли должен в течение 14 дней подписать его и выслать назад обладателю публичного сервитута, написать мотивированный отказ в подписании договора или же выдвинуть свои условия для его заключения.
, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector