Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовые документы
Назад

Если страховая не согласна с суммой возмещения ущерба по осаго

Опубликовано: 26.05.2020
Время на чтение: 5 мин
0
6

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Нововведения

  1. Первое, на что стоит обратить внимание, что денежное возмещение замещается оплатой ремонта. То есть страховая компания не выдает деньги пострадавшему лицу, а оплачивает затраты на восстановление авто.
  2. Установлены некоторые послабления в отношении выбора СТО. Страховик имеет право сам определять удобный ему сервис с предложенного списка. Выбирается та компания, которая находится на отдаленности до 50 км от места жительства клиента или места аварии.
  3. Возмещение ремонта проводят без учета износа автомобиля.
  4. Разницу между фактическими расходами на ремонт и оплаченной страховой компанией компенсацией должен взять на себя виновник аварии. Выплату можно осуществить в добровольном порядке или по решению суда.

Исключения, при которых клиент может получить денежную компенсацию:

  • ремонт не удается покрыть суммой в пределах 400 тыс. руб.;
  • затраты возмещаются международной компанией;
  • в результате аварии пострадало другое имущество, а не машина;
  • у страховщика нет возможности для восстановительных операций;
  • факт ДТП оформлен без полиции, а сумма урона превысила порог 100 тыс. руб.;
  • повреждения авто не подлежат ремонту.

Но все эти нововведения вошли в силу с апреля месяца 2017 года. Для всех клиентов, оформивших ОСАГО до этого момента, будут действовать прежние нормы. Если страховик, желает обслуживаться по новым правилам, ему нужно заключить дополнительное соглашение со своей компанией.

Наиболее частые основания для сокращения суммы компенсации

  1. Большой износ. Степень изнашиваемости автомобиля должен быть учтен, если такое обстоятельство предусмотрено полисом. Но важно понимать, что речь идет только об изношенности деталей. Ремонтные, покрасочные и другие восстановительные работы должны быть оплачены по полной стоимости.
  2. Поврежденная деталь, часть кузова уже подвергалась окрашиванию (ремонту). На самом деле это одна из самых распространенных отговорок. Клиент компании должен уметь защитить свои права. Он должен стоять на своем, доказывая то, что спорная деталь находилась в работоспособном состоянии, целостном виде до аварии.
  3. Низкий нормо-час. Если у претендента на выплату автомобиль находится на гарантии, то компенсировать ему должны стоимость ремонта в дилерской компании. На практике чаще всего расчет производят по рыночным тарифам. Таким образом, цена нормо-часа занижается в несколько раз.

Что же делать, если клиент не согласен с выплатой, насчитанной по ОСАГО?

Если же клиент не согласен с размером возмещения, он может инициировать принудительное взыскание со страховой компании. Для того чтоб суметь защитить свои права гражданину нужно знать и умело применять свои права. Итак, рассмотрим некоторые правила и нюансы:

  1. Для защиты своих интересов нужно обращаться в суд.
  2. Срок исковой давности по полисам ОСАГО составляет три года. То есть, иск можно подать в течение 3 лет со дня назначения заниженной компенсации. Если это договор КАСКО, то на оспаривание выплаты дается 2 года.
  3. Компенсация в рамках ОСАГО должна быть произведена не позднее 20 дней со дня подачи полного пакета документов. В ситуации, когда сроки не соблюдены, пострадавшее лицо может организовать собственную экспертную оценку. С доказательной базой можно обращаться в суд. Лучше если интересы гражданина будет представлять юрист, который специализируется на спорах со страховыми компаниями.
  4. Как показывает судебная практика, в страховых спорах суд часто встает на сторону истца. Главное собрать убедительные доказательства, подтвердить фактические расходы результатами экспертной оценки.
  5. Начинать восстановление авто нужно только после получения заключения в рамках независимой экспертизы. В любом случае начинать ремонт раньше, чем будет получен ответ от страховой фирмы, не следует. Возможно два варианта, когда потребуется независимая оценка:
  • в установленный срок компенсация назначена, но ее размер не удовлетворяет потерпевшую сторону;
  • прошло 20 дней, за которые должна быть назначена денежная компенсация, но выплаты не последовало.
  1. Если лицо, интересы которого ущемлены, не желает самостоятельно инициировать судебный процесс, то он может продать долг страховщика. В рамках такой схемы, заинтересованная сторона может получить порядка 80% от общей суммы страховки. В то время компания, перекупившая права, будет самостоятельно разбираться со страховой компанией.
  2. За клиентом закреплено право на ознакомление с копией отчета о независимой оценке, инициированной страховщиком. Отказ компании предоставить гражданину эти бумаги – нарушение.
  3. Если недоплата составила сумму менее 20 000 рублей, то поход в суд может оказаться неоправданным. Только за независимую экспертизу придется заплатить 5-10 тыс. рублей, сумма зависит от стоимости услуг конкретной компании. Услуги юриста, оплата госпошлины и иные судебные издержки могут даже не покрыться суммой недоплаты.
Предлагаем ознакомиться  Срок действия выписки из ЕГРН: сколько она действительна в 2019 году

Требования к независимой экспертной оценке

Итак, если вы приняли решение отстаивать свои права в суде, то вам нужно позаботиться о доказательной базе. Прежде всего, нужно провести независимую экспертизу. Вам обязательно нужно уведомить страховую компанию об этом мероприятии. В письменном уведомлении нужно указать дату, время, место проведения экспертизы. Наилучший вариант – отправка заказного письма с уведомлением. Так вы сможете доказать что уведомили страховщика.

Заказное письмо должно быть составлено в двух экземплярах. На каждом бланке должна быть подпись отправителя, штамп о принятии с входящим номером подпись уполномоченного лица.

Новые страховые правила, действующие с апреля 2017 года предусматривают возможность потерпевшего лица требовать разницу между фактической суммой затрат и полученной компенсацией, с виновника аварии. В этом случае ответчиком по делу будет выступать не страховая компания, а физическое лицо – виновник ДТП.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Если страховая не согласна с суммой возмещения ущерба по осаго

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Предлагаем ознакомиться  ВВЕДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Если машина на гарантии

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Когда работает прямое возмещение ущерба

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Как считают компенсацию

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Если виновника ДТП нет в полисе

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Предлагаем ознакомиться  Могут ли арестовать единственное жилье за долги

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Распространенные мошеннические схемы

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector